8,9K подписчиков

В блокадном Ленинграде ребенок остался один на улице во время бомбежки. Вот что он вспоминает о том дне годы спустя

3,2K прочитали

Воспоминания жителя блокадного Ленинграда Геннадия Андрюшенкова:

Мне, когда началась война, шел пятый год. Но многое осталось в памяти. Я ходил в детский сад завода «Красный треугольник», где трудилась моя мать.

Всем родителям, работавшим на предприятиях блокадного города, предписывалось отвести не эвакуированных детей в специально оборудованные бомбоубежища.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Детский сад «Красного треугольника» находился на территории завода. В подвальном помещении сада поставили кровати для ребят и персонала. Входные двери и ставни сделали стальными. Электричества в подвале не было. Освещение - коптилки, отопление - буржуйки.

Мы, как маленькие старички, тихо сидели или лежали на кроватях - баловаться не было сил. Помню, сидишь, не шевелясь, смотришь на мерцающий огонек коптилки и думаешь, когда дадут поесть - кусочек хлеба и чайную чашечку жидкой теплой кашки. А потом снова находишься в ожидании следующего обеда.

Иногда днем нас выводили подышать воздухом. Немцы город бомбили и обстреливали по своему расписанию, но иногда неожиданно. И если об авианалетах радио успевало предупредить горожан сигналами «Воздушная тревога!» и воем сирен, то при артобстрелах многие жители не успевали укрыться в бомбоубежищах.

Дети блокады. Фото из открытых источников.
Дети блокады. Фото из открытых источников.

На всю жизнь мне запомнилась одна прогулка летом 1942 года. Воспитатели повели нас на площадку, которая находилась в сорока метрах от бомбоубежища, для чего необходимо было пройти через заводской железнодорожный путь. Площадка была усыпана разнокалиберными осколками от разорвавшихся снарядов.

Неожиданно завыли сирены - артналет. Все бросились к бомбоубежищу. Однако, когда я перебегал через железнодорожный путь, моя правая нога попала в стрелку (стык между рельсами) и, несмотря на отчаянные усилия, вытащить мне ее не удавалось.

Стальная дверь в бомбоубежище с грохотом захлопнулась, и я остался один.

Сирены выли, казалось, все громче и громче, разрывы снарядов раздавались все ближе и ближе... Я пригнулся к земле, насколько позволяла зажатая нога, закрыл глаза и замер, вздрагивая от каждого взрыва.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

До сих пор помню, как пахнут осколки только что разорвавшихся снарядов, с рваными острыми краями, рыжие от окислившегося металла...

***

Как и тысячи горожан, в 1970-е годы я получил земельный участок в садоводстве Кировского района Ленинградской области недалеко от Синявина. И до сих пор при перекопке грядок мы с сыновьями находим осколки мин и снарядов, стреляные гильзы - немые свидетели военной поры.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.