Отгремела, отстреляла, отгудела могучими моторами очередная выставка – форум «Армия 2021». В течение недели Вооруженные Силы демонстрировали свою мощь и воинское мастерство, оборонно-промышленный комплекс России удивлял перспективными разработками, инновационными технологиями и бескрайними компетенциями. Не забывая при этом заключать выгодные контракты с зарубежными партнёрами, делать себе рекламу и привлекать внимание потенциальных заказчиков в военных мундирах. Ну что ж, бизнес есть бизнес, мы с вами живём в такое непростое время, когда выгодные заказы достигаются неимоверным трудом, а под лежачий камень, как известно, ничего не течёт. Впрочем, есть ещё один способ получать доступ в Государственный оборонный заказ (ГОЗ) и к освоению бюджетных средств – это старый добрый административный ресурс и полезные связи, но об этом как-то не принято громко говорить.
В течение недели очарованный обыватель мог наблюдать грозные и могучие танки, всевозможные боевые машины и роботизированные платформы, всевидящие средства разведки и идентификации любых целей, неотвратимые, как Божья кара, зенитно-ракетные комплексы, не имеющие аналогов среди разумного человечества вертолёты, бесконечное множество беспилотных летательных аппаратов и многое, многое другое вооружение, оснащение и прочее воинское имущество, навевающее утешительную мысль о нашей несокрушимости. Пресытившись созерцанием зелёненьких экспонатов, гражданин мог отвести душу на танковом биатлоне, или удивить самого себя меткой стрельбой из высокоточного стрелкового оружия на экспозициях Концерна «Калашников» или ЦКИБ – СОО.
Но автор этого материала не просто интересующийся военной тематикой гражданин и не восторженный обыватель. Удивляться и восторгаться отучили 36 лет службы и работы на поприще эксплуатации и разработки средств вооружений и военной техники (СВВТ), в очень широком спектре и в различных ипостасях. И в качестве конечного пользователя, и в качестве представителя заказывающих подразделений, и в качестве разработчика этих самых СВВТ, от дистанционно управляемых специальных боеприпасов до роботизированных систем, от средств инженерной разведки до стрелкового вооружения и боеприпасов к нему. Много различных полезных знаний, умений и навыков удалось мне приобрести за годы действительной военной службы и последующей работы на предприятиях отечественного оборонного комплекса. Вершиной этой лестницы саморазвития стала работа в составе Межведомственной рабочей группы Военно-промышленной комиссии России (МРГ ВПК). То есть, процессы, происходящие в отрасли и связанные с разработкой, производством и принятием на вооружение СВВТ знакомы, что называется, изнутри.
Такое пространное почти что резюме я привожу здесь для того, чтобы предвосхитить возмущённых критиков и комментаторов, я рассуждаю не как «диванный эксперт», а как специалист в данной отрасли. И рассуждения эти будут весьма печальными, эдакая ложечка дёгтя в бочку ароматного мёда.
Что расстроило и снова разочаровало?
Во-первых, отсутствие действительно современного и востребованного войсками «железа». За исключением бронетехники и освоенных в серийном производстве средств, систем и комплексов, уже поступающих в Вооружённые Силы в рамках ГОЗ, на площадках и на стендах демонстрировались, в основном, макеты. Даже не опытные образцы. Понятно, что предприятиям не хочется рисковать и тратить деньги, не имея гарантий заказа от потенциальных потребителей, но и мне, как заказчику, было бы совершенно не интересно рассматривать макет и слушать рассказы о том, что если я дам денег, изготовитель ошарашит меня изделием, не имеющим мировых аналогов. Не верю.
Во-вторых, множество аналогичных и дублирующих друг друга разработок, особенно в нише беспилотных летательных аппаратов. Возникло ощущение посещения экспозиций различных кружков авиамоделистов, жёстко конкурирующих между собой. Нет, конечно же, серьёзные НПО, давно и традиционно работающие в «оборонке», представили интересные и полезные разработки, а вот в сегменте небольших, как правило, частных компаний, смотреть особо было не на что. Ну да, представленные образцы умеют летать, нести определённую полезную нагрузку, вести разведку противника техническими средствами, а дальше-то что? Где подавляющее преимущество над похожими, как две капли воды, изделиями конкурентов? Насколько отвечают представленные образцы требованиям Армии, других силовых ведомств, МЧС? Каким образом они интегрируются в уже существующие комплексы и системы управления, разведки и поражения целей? Насколько они совместимы с другими средствами при одновременном их применении на поле реального боя? На эти вопросы ответов я не получил.
В-третьих, насторожило отсутствие адекватных средств борьбы с этими самыми БпЛА. «Панцирь», «Тунгуска», «Деривация ПВО» - всё это, бесспорно, замечательно. Но возникает вопрос: а если возникла необходимость отбиться от так называемого роя беспилотников, атакующих одновременно с различных направлений и на разных эшелонах? Да ещё и различных классов, от миниатюрных разведчиков до ударных «Дронов»? А под прикрытием этого роя может ещё и крылатая ракета прилететь, и не одна. Скажете, нереально? Ещё как реально, если мы воюем не с иррегулярными формированиями, а с армией вероятного противника, имеющего все перечисленные средства в своём арсенале, и располагающего ими в достаточных количествах.
На текущий момент создаётся впечатление, что внятной тактики борьбы с данной угрозой ещё не сформировали, и эффективных средств поражения, соответственно, не создали. Применение комплексов и систем РЭБ, к сожалению, не гарантирует полной защищённости потенциальных объектов от успешных атак БпЛА.
В-четвёртых, совсем огорчила ситуация с развитием стрелкового оружия. О продукции и разработках Концерна «Калашников» при сложившейся на данный момент конъюнктуре можно писать и говорить только хорошо, либо ничего, поэтому тут я промолчу.
Остановлюсь подробнее на линейке образцов ещё недавно родного мне ЦКИБ-СОО, в котором я проработал с 2013-го по 2018-й год. Предприятие экспонирует как серийно выпускаемое оружие, так и опытные образцы, рабочие, доведённые до ума и готовые к запуску в серийное производство. И вот здесь наблюдается забавная ситуация: автоматический станковый гранатомёт АГС-30 находится в серийном производстве, экспортируется во многие страны, имеет ряд серьёзных преимуществ перед своими одноклассниками, а на вооружение Российской Армии не принят. Самозарядная крупнокалиберная винтовка ОСВ-96, наш ответ американскому «Баррет», экспортируется давно, в Российской Армии её нет. Снайперская винтовка МЦ-116М и её модификации под боеприпасы 7,62х51; 8,6х69 (мм) поставляется на экспорт, на вооружение не принята. Такая же ситуация с пистолетом-пулемётом ПП-2000, пулемётом ОЦ-128, самозарядной снайперской винтовкой ОЦ-123.
Парадокс: российское предприятие вооружает иностранные армии образцами, которые по совокупности характеристик лучше, чем стоящие на вооружении Российских Вооружённых Сил. Какие выводы можно сделать из выше изложенного? Российский оборонно-промышленный комплекс нуждается в руководящей и направляющей структуре. Военно-промышленная комиссия и Министерство промышленности и торговли имеют рекомендательные полномочия, и даже не могут выступать в роли Государственного Заказчика. «Оборонка» неуклонно теряет системность и преемственность в своём развитии. Частные предприятия разрабатывают и делают не то, что нужно войскам, а то, что могут и умеют. Такой важнейший этап, как научно-технический поиск, выпадает из процесса создания новых образцов СВВТ, теряется обратная связь с подразделениями Государственного Заказчика, из принятой ещё в СССР логической цепочки «инженерная записка» - «проект технического задания» - «согласованное и утверждённое ТЗ» - «этап НИР» - «этап ОКР» -«литера О1» – «серийное производство» выпадают ключевые звенья.
Молодые специалисты имеют весьма туманные представления об основах и особенностях разработки СВВТ, понятиях «производственная кооперация», «научно-техническое сотрудничество», «взаимодействие с заказчиком».
Возникает резонный вопрос, так что же делать, чтобы не потерять накопленный десятилетиями бескомпромиссной гонки вооружений драгоценный опыт? Мне лично кажется, что пора воссоздавать Министерство оборонной промышленности, которое существовало в различных итерациях, от наркомата до министерства, в СССР. Воссоздавать государственный орган исполнительной власти, обладающий полномочиями выступать в роли заказчика перспективных разработок, финансировать эти разработки, распределять направления научных и конструкторских изысканий, привлекать к дисциплинарной ответственности руководителей предприятий, игнорирующих распоряжения и решения Министерства, срывающих выполнение ГОЗ, выпускающих продукцию ненадлежащего качества. В такой ответственной отрасли, как оборонная промышленность, «невидимая рука рынка», «свободная конкуренция» и прочие благоглупости не помогут! Военные заказы должны исполняться по военному, в полном объёме, за отпущенные средства и в указанный срок.