Для многих начинающих репетиторов, а иногда и для опытных, первый урок с новым учеником или урок-знакомство может стать настоящей головной болью. Дочитав эту статью до конца, вы познакомитесь с алгоритмом проведения первого урока и навсегда решите для себя эту проблему.
Основные вопросы, которые задает себе репетитор перед первым уроком: Как подготовиться к первому уроку? С чего начать пробное занятие? Как проверить уровень знаний ученика? Какие факты из жизни ученика помогут мне построить план обучения эффективней?
По моему опыту для начинающего репетитора основным сегментом являются, конечно же, школьники. Рассмотрим поэтапный алгоритм для легкой подготовки и успешного проведения пробного занятия.
Как подготовиться? Какие факты из жизни ученика помогут мне построить план обучения эффективней?
До проведения занятия наведите справки о будущем студенте:
1. Возраст/класс.
Что нам это даёт:
- Информация о примерном уровне знаний ученика (*всё просто - с учениками младших классов (с 1 по 4) нет смысла вступать в запутанный диалог);
- Информация об общем развитии ученика, его возможных увлечениях. (*всё просто - с учениками старших классов (с 5 по 11) нет смысла петь песенки или смотреть Peppa Pig).
2. Школьный учебник и тема, которую он/она сейчас проходят в школе.
Что нам это даёт:
· потенциальные темы для знакомства на первом уроке;
· возможность проверить прилежность ученика, спросив его несколько слов/фраз по текущей теме учебника.
3. Цель изучения английского языка и использования услуг репетитора.
Сбор данных по этому пункту я отвел на последок, т.к. цель у большинства моих учеников школьного возраста (да и всех остальных) примерно одинаковая, а точнее у их родителей.
Расположим ответы на данный вопрос по популярности:
1. "Мы хотим чтоб он/она разговаривал(а) на английском свободно".
2. "Мы хотим подтянуть успеваемость в школе".
И первый и второй ответ никак не должны влиять на построение вашего индивидуального плана обучения ученика, но поинтересоваться о целях изучения, разумеется, нужно.
С чего начать пробный урок? Как проверить уровень знаний ученика?
Вот вы уже собрали всю необходимую информацию о своем ученике и что делать дальше? Я готов поделиться с вами двумя универсальными упражнениями, которые эффективно помогут репетитору определить уровень знаний ученика и грамотно построить план обучения.
Первое упражнение связано с ядром в изучении английского языка, конечно же, с глаголом to be (куда ж без него).
Я рисую на листе бумаги или показываю на онлайн-доске (в зависимости от того, где проходит мой урок дома у ученика или по Skype/Discourd) следующее:
и прошу ученика объяснить почему на русском языке фраза "Я Данил" состоит из 2 слов, а на английском из 3.
Казалось бы, что такого мы можем узнать, послушав ответ ученика на такой, довольно простой, вопрос? Да всё! Если в объяснении ученика будет использована фраза "эм, глагол ту би?", значит ученик обладает хоть какими-нибудь знаниями английского языка, с ним тут же можно обсудить:
- спряжение глагола to be;
- порядок слов в английском предложении;
- попросить составить собственные примеры предложений с глаголом to be.
Если положительной реакции от ученика не последовало (что происходит чаще всего), то всё, что я описал выше, можно самостоятельно рассказать ученику, подготовив тем самым почву для следующих занятий.
Далее переходим к упражнению, которое я называю "StarFacts". Дословный перевод полностью передает суть этого упражнения.
Суть упражнения заключается в том, чтобы продемонстрировать ученику, так называемую, "звезду" с фактами о вас и попросить его составить вопрос на каждый из фактов. Факты, кстати, необязательно должны соответствовать действительности. Вы можете пофантазировать, чтобы сильнее заинтересовать ученика.
Это упражнение:
- помогает эффективно оценить уровень английского языка;
- помогает растопить лёд между вами и учеником, так как чаще всего может сопровождаться шутками и историями из жизни;
- ограничивается только вашей фантазией.
В конце упражнения обязательно попросите ученика подготовить собственный "StarFacts" для вашего следующего урока.
И вот вы уже смотрите на часы, а добрые 45 минут (а иногда и 60) урока уже позади.
К этому моменту урока вы на 99% будете понимать:
· какими знаниями грамматики обладает ученик;
· как у него обстоят дела с произношением, чтением;
· его словарный запас;
· как выстроить программу обучения.
Если было интересно - ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ничего нового.
Ещё больше полезного в моем Telegram-канале ;)