Найти в Дзене
Филиал Карамзина

Как на самом деле выглядел Иван Грозный

Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный». 1897 г.
Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный». 1897 г.

«Опишем здесь наружность Иоаннову, — писал Н.М. Карамзин об обстоятельствах учреждения Опричнины Иваном Грозным в 1565 году. — Он был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза небольшие, серые, но светлые, проницательные, исполненные огня, и лицо, некогда приятное. В сие время он так изменился, что нельзя было узнать его: на лице изображалась мрачная свирепость, все черты исказились, взор угас, а на голове и в бороде не осталось почти ни одного волоса».

Руководствуясь таким описанием, составленным на основании современных Ивану Грозному источников, художник Илья Репин изобразил царя, в момент нанесения им смертельной раны сыну, соответственно.

-2

В 1963 году известный советский антрополог профессор Михаил Герасимов осуществил знаменитую реконструкцию лица Ивана Грозного по черепным костям.

-3

Но на момент смерти Ивану Грозному было 53 года. А как он выглядел в молодости?

В 1549 году немецкий художник Ганс Вейгель-старший, проживавший в Нюрнберге и известный своими цветными гравюрами, выпустил гравюру, изображавшую московского царя Ивана IV.

-4

Это единственный прижизненный портрет молодого Ивана Грозного. Однако мы никак не можем считать его подлинным. Вейгель в глаза не видел живого царя, а руководствовался только устными рассказами о нём. Это видно из того, что немецкий художник придал царю стереотипную, навеянную молвой, черту – длинную бороду. Между тем, в это время Ивану IV было всего 19 лет, и у него явно не могла быть такая длинная, густая и окладистая борода!

Следующий прижизненный, как предполагают, портрет относится уже к пожилому Ивану Грозному. Это царская парсуна, сделанная, судя по надписям, в России, но хранящаяся ныне в музее Копенгагена. Традиционно её относят не ранее, чем к 1570-м годам или к более позднему времени. То есть, не исключено, что её рисовали уже после смерти Ивана IV. Наконец, во всех описаниях этой парсуны имеется оговорка: не исключено, что она является подделкой XIX века.

-5

«Царский Титулярник» — парадное издание 1672 года – содержит изображения всех без исключения правителей России от Рюрика до царствовавшего тогда Алексея Михайловича. Однако общеизвестно, что художник, рисовавший их, руководствовался больше собственными фантазиями. Впрочем, чем ближе к его времени, тем он, может быть, чаще глядел на сохранившиеся рисунки тех, кого собирался изобразить. Однако сделанный им портрет Ивана Грозного тоже явно схематичен, как бы со словесного описания.

-6

Так есть у нас возможность увидеть, как выглядел Иван Грозный до того, как в нём произошла описанная выше, под влиянием тревоги и злости, перемена?

Четыре года назад сотрудники Государственного Исторического Музея в Москве и Института космических исследований РАН порадовали любителей отечественной истории, хотя сенсационная новость, похоже, прошла незамеченной! На хранящемся в ГАИ уникальном первопечатном экземпляре книги «Апостол», презентованной самому Ивану IV в 1564 году, на его переплёте, методами современной техники был обнаружен тиснённый портрет государя! Впрочем, предоставим слово авторам новости:

«Единственный подлинный прижизненный портрет Ивана Грозного — одной из самых ярких фигур в истории России — был выполнен, вероятно, в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра первопечатного Апостола 1564 года Ивана Фёдорова вместе с двуглавым византийским орлом — новым гербом русских государей. Со временем тисненый рельеф практически исчез: в XIX в. он был едва виден, а его контур был скопирован в общих чертах.

Чтобы восстановить изображения, использовался так называемый метод мультиспектральной съёмки. Он подразумевает получение массива цифровых изображений в различных диапазонах длин волн, от ультрафиолетового до инфракрасного (с «шагом» в 40 нанометров), и под разными углами освещения. Полученный набор кадров обрабатывается затем с помощью специальных алгоритмов, разработанных сотрудниками ИКИ РАН и их коллег из других организаций.

В случае с восстановлением портрета Ивана Грозного речь шла о том, чтобы увидеть микротопографию поверхности переплёта: мельчайшие неровности, трещины и углубления. Для этого наиболее эффективно использовать инфракрасный диапазон — в частности, в данном случае поверхности снимали в отраженном свете с длиной волны 730 нм (этот диапазон уже относится к инфракрасному, но ещё воспринимается глазом). «Поверхность переплета освещалась боковым светом, а высота и азимут положения источника света подбирались экспериментально, чтобы получить максимально контрастный рельеф», — рассказывает Александр Андреев, главный специалист Института космических исследований РАН.

В результате обработки полученных снимков на изображениях «проступили» очертания лица. Считается, что это единственный достоверный прижизненный портрет царя Ивана IV. Он был выполнен на специальном подносном экземпляре Апостола — знаке благодарности Ивана Фёдорова царю за поддержку печатного дела. «Однако кто автор этого портрета, ещё предстоит установить. Возможно, им мог быть единственный известный нам русский художник, освоивший в середине XVI в. западную технику гравюры на меди — Феодосий изограф, сын знаменитого живописца Дионисия», — говорит Елена Уханова, старший научный сотрудник Государственного исторического музея. Исследователи также хотят попытаться восстановить более тонкие детали изображения».

Источник.

Итак, в самом центре рисунка можно увидеть смутное изображение царя Ивана IV. На тот момент ему было 34 года. Как будто машина времени донесла до нас этот образ через века…

-7