Найти тему
В поисках красоты

🌺16 ювелирных шедевров от Maison Vever.

Оглавление

Ювелирный мир французского модерна – волшебное царство, в котором правят бал хрупкие феи и нимфы, сказочный бестиарий и роскошные цветы невероятных форм и расцветок. Создателями этих странных шедевров были многочисленные ювелиры и первые дизайнеры. Лучшими из них были представители знаменитой тройки: Рене Лалик, Жорж Фуке и Анри Вевер. О первых двух на канале уже говорилось, осталось рассказать о последнем…

Анри Вевер (1854-1942), конечно, может числиться последним в нашем списке, но отнюдь не является таковым по значимости применительно к истории ювелирного искусства. И хотя его украшения не настолько вычурны и оригинальны, как шедевры Рене Лалика, у них есть свое неповторимое очарование и изысканная эстетика, которые в конечном итоге принесли дому Veverширокую известность на рубеже 19-20 веков и даже гран-при на знаменитой международной выставке в Париже 1900г.

В этой статье мы увидим 16 лучших произведений Анри Вевера – пожалуй самого известного представителя ювелирного дома Vever, а заодно сможем понять, что отличало его творчество от двух других более известных ювелиров эпохи модерна.

1. Алмазная тиара, 1910г.

Алмазная тиара, А. Вевер, 1900г.
Алмазная тиара, А. Вевер, 1900г.

Анри Вевер, как и Жорж Фуке, был потомственным ювелиром: его дедушка создал ювелирную мастерскую в родном городе Меце еще в 1821 году, потом, в 1870г. отец – Эрнест Вевер перевел дело в Париж. Момент был не очень удачный – вскоре началась франко-прусская война. Однако дому Veverудалось выжить и встать в один ряд с другими более или мене успешными ювелирными фирмами той поры. Все поменялось после того, как в 1881 году у руля семейного бизнеса встали сыновья Эрнеста: Поль и Анри.

Здесь, как это позже случится в истории другого знаменитого французского ювелирного дома – Cartier, все наследники оказались одаренными, каждый по-своему: Поль – был успешным бизнесменом, а потому отвечал за коммерческую сторону дела, а Анри – был талантливым дизайнером.

2. Брошь с турмалином и бриллиантами, ок. 1900г.

Брошь с турмалином и бриллиантами, А.Вевер, ок. 1900г.
Брошь с турмалином и бриллиантами, А.Вевер, ок. 1900г.

Анри Вевер очень быстро проникся идеями нового, только-только зарождающегося стиля – модерна. Во многом этому способствовало сотрудничество дома Vever с успешными художниками и дизайнерами той поры, одним из которых, в частности какое-то время был Рене Лалик.

Однако, в отличии от последнего Анри Вевер, так никогда и не осмелился отдать предпочтение полудрагоценным материалам, наоборот – в своих работах он продолжал использовать роскошные, исконно ювелирные средства выражения: золото, бриллианты и платину. Все-таки он был потомственным ювелиром и хранил верность традициям…

При этом, эта самая верность не мешала ему использовать в своих работах мотивы, орнаменты и формы нового стиля, например: пугающие острые крылья летучих мышей и сложные, вычурные бутоны роскошных цветков орхидей.

3. Ожерелье с веткой глицинии, ок. 1900 г.

Ожерелье с подвеской в виде ветки глицинии, А.Вевер, ок. 1900г.
Ожерелье с подвеской в виде ветки глицинии, А.Вевер, ок. 1900г.

Что же касается наиболее предпочитаемых сюжетов и дизайнерских идей, то здесь Анри Вевер отдавал явное предпочтение самым мягким и нежным элементам прекрасного модерна: изящным цветочным бутонам глициний, ландышей, колокольчиков – со стороны могло показаться, что он просто «срисовывал» природные сюжеты, не пытаясь хоть как-то их переосмыслить или доработать.

Что ж, даже если это было и так, то получилось это у него очень красиво: тонкие, нежные цветы буквально оживают, благодаря мягкому блеску речного жемчуга и теплому свету разноцветной эмали…

4. Золотая подвеска в виде цветка фуксии, ок 1900 г.

Золотая подвеска в виде цветка фуксии, А.Вевер, ок. 1900г.
Золотая подвеска в виде цветка фуксии, А.Вевер, ок. 1900г.

А иногда даже этого Анри Веверу казалось мало, и на лепестках цветков, как в этой подвеске, появлялись бриллианты… правда в окружении так любимых модерном опалов – именно из них сделаны бутоны цветка.

5. Гребень «Омела» 1900г.

Гребень "Омела", А.Вевер, 1900г.
Гребень "Омела", А.Вевер, 1900г.

Экспериментировал Вевер и с куда более скромными материалами, например с рогом. В результате у него получались необычные и изысканные изделия, воплощавшие стилистику модерна, но как-то мягко, ненавязчиво...

6. Гребень «Цикламен», 1900 г.

Гребень "Цикламен", А.Вевер, 1900г.
Гребень "Цикламен", А.Вевер, 1900г.

В его украшениях мы никогда не встретим колючий чертополох или насекомых, в отличие от вызывающего искусства Рене Лалика, Вевер следовал лишь общей концепции модерна, никогда не доходил до крайностей и не стремился шокировать или эпатировать публику.

7. Ожерелье с медальоном.

Ожерелье с медальоном, ок. 1900г., А.Вевер и Э.Грассе
Ожерелье с медальоном, ок. 1900г., А.Вевер и Э.Грассе

Возможно, такая тактика была следствием личного вкуса самого дизайнера, явно отдававшего предпочтение нежным и женственным сюжетам и орнаментам, плавным линиям, сдержанным цветам и оттенкам.

А возможно – это была вынужденная мера, навязанная экономическими интересами: все-таки экзотические и слишком смелые шедевры Рене Лалика имели ограниченный спрос – для широкой публики это скорее был вызов, - а для коммерческого успеха фирме необходимо быть постоянно востребованной, независимо от стиля и моды…

Не случайно, как мы могли видеть в предыдущих статьях канала, ювелирные гиганты вроде Tiffany и Cartier, оставили эстетику модерна практически без внимая, даже на рубеже 19-20 веков сохранив верность классическим ювелирным канонам.

8. Золотая брошь в виде цветка ириса. 1900г.

Золотая брошь в виде ириса, А.Вевер и Э.Грассе, 1900г.
Золотая брошь в виде ириса, А.Вевер и Э.Грассе, 1900г.

Однако, отчасти именно из-за этой же экономической составляющей Анри Вевер, в отличие от двух этих ювелирных империй, не смог обойтись без участия в всеобщем помешательстве на роскошной и притягательной красоте модерна. В отличии от Cartier и Tiffany ювелирный дом Vever не был и никогда не сможет достигнуть уровня международной ювелирной империи. Хотя, на рубеже веков среди его покупателей будут многие иностранные аристократы, в том числе и представители российской императорской фамилии…

9. Гребень из резной слоновой кости с золотой нитью

Гребень из слоновой кости, А.Вевер и Э.Грассе
Гребень из слоновой кости, А.Вевер и Э.Грассе

Отчасти же увлечение модерном для Анри Вевера было неизбежным следствием его страсти к восточному искусству и коллекционированию. В частности, он собирал японские гравюры, а как мы уже знаем из других статей, влияние японской культуры было одним из источников вдохновения для прекрасного модерна, предметы искусства ближнего Востока, украшения древних Моголов и многое другое. Все эти увлечения так или иначе находили свое отражение в его творчестве.

10. Брошь «Маргарита», 1900 г.

Брошь "Маргарита", А.Вевер и Э.Грассе
Брошь "Маргарита", А.Вевер и Э.Грассе

Но, что оказало куда более интересным и важным для успеха фирмы, так это то, что благодаря своему увлечению искусством Анри Вевер очень ценил творчество других художников и быстро находил среди них те таланты, которые можно было использовать на благо дома Vever.

Самым лучшим в этом отношении оказался его творческий союз с художником, скульптором, графиком и иллюстратором – Эженом Грассе (1845-1917). Именно благодаря ему, Анри Вевер создал лучшую в истории фирмы коллекцию украшений, представленную в последствии на международной парижской выставке 1900г. и принесшую дому Vever всемирную известность и славу одного из самых ярких представителей прекрасного модерна.

11. Пряжка для ремня «Павлин», 1900 г.

Пряжка для ремня "Павлин", А.Вевер и Э.Грассе, 1900г.
Пряжка для ремня "Павлин", А.Вевер и Э.Грассе, 1900г.

Благодаря Э.Грассе в дизайнах Анри Вевера появились более смелые и интересные сюжеты, вдохновленные мифическими существами, необычными цветами и растениями, а также – эстетикой давно забытого, почти варварского искусства раннего средневековья эпохи Меровингов – первой королевской династии Франции.

Его дизайны были эффектными, полными энергии, живыми и необычными. В большинстве своем это были изящные нимфы, стройные силуэты которых волшебным образом вырастали из бутонов драгоценных цветов или прятались за роскошным блеском разноцветных эмалевых листьев.

12. Кулон «Поэзия», 1900 г.

Кулон "Поэзия", А.Вевер и Э.Грассе, 1900г.
Кулон "Поэзия", А.Вевер и Э.Грассе, 1900г.

При всей свое смелости эти образы оказались такими созвучными общей стилистике дома Vever: в них опять-таки не было вызова и кича, отсутствовала экспрессия, и хотя Э.Грассе отдавал предпочтение темным цветам и оттенкам, их почти всегда приятно оттенял блеск золота и бриллиантов.

Казалось, Э.Грассе и А.Веверу удалось соединить несочетаемое: вычурную эстетику модерна, его любовь и тягу к природным формам и орнаментам с роскошной изысканностью и подлинно аристократическим изяществом дорогих, классических ювелирных украшений.

13. Ожерелье, Omphale, 1900г.

Ожерелье "Omphale", А.Вевер и Э.Грассе, 1900г.
Ожерелье "Omphale", А.Вевер и Э.Грассе, 1900г.

Неудивительно, что публика была очарована, а Vever получил гран-при международной выставки. Однако, здесь же проявились и первые признаки того, что в будущем, возможно, дому Vever, не смотря на его текущий успех, уготована отнюдь не такая блистательная судьба, как его главному конкуренту – Lalique.

14. Кулон "La bretonne", 1900 г.

Кулон "Бретонка", А.Вевер и Э.Грассе, 1900г.
Кулон "Бретонка", А.Вевер и Э.Грассе, 1900г.

Дело в том, что на этой выставке все произведения Рене Лалика, также получившего гран-при, были раскуплены в полном составе, а его павильон стал одним из самых, или даже самым заметным и ярким символов модерна.

Что же касается Vever, то благодаря сотрудничеству Анри Вевера с Эженом Грассе, об этом доме стали говорить как об «одном из…»: одном из самых интересных, одном из самых ярких представителей модерна… Знаменитый кулон «Сильвия», представленный на этой же выставки, впоследствии даже станет «одним из» самых известных и узнаваемых символов модерна… Вот только это пресловутое «один из»… - никогда Анри Веверу так и не получится избавиться от этой приставки и стать подобно Рене Лалику самым-самым…

15. Кулон «Сильвия», 1900г.

Кулон "Сильвия", А.Вевер и Э.Грассе, 1900г.
Кулон "Сильвия", А.Вевер и Э.Грассе, 1900г.

Даже сейчас, спустя столетие после того, как канула в прошлое прекрасная эпоха модерна, об Анри Вевере продолжают писать, как о ювелире, чье творчество «…на рубеже 19-20 веков встало на один уровень с ювелирными произведениями Рене Лалика…» - и уже никто не помнит о том, что это Рене Лалик когда-то работал в доме Vever…

16. Кулон «Ведьмы», 1900г.

Кулон "Ведьмы", А.Вевер и Э.Грассе, 1900г.
Кулон "Ведьмы", А.Вевер и Э.Грассе, 1900г.

В этом, наверное, есть какая-то ирония судьбы: два потомственных ювелира: Жорж Фуке и Анри Вевер, используя многолетние достижения своих предков-ювелиров, творческие гении других художников (первый – А.Мухи, а второй – Э.Грассе), так и не смогли достигнуть успеха гения-самородка, чей талант был исключительным для его семьи, страны, поколения, эпохи и даже всего декоративного искусства в целом…

В итоге империя Lalique успешно существует и поныне, а дом Vever окончательно прекратил свое существование в 1982 г., за все годы так никогда и не достигнув больше того успеха, который снискала ему коллекция Анри Вевера и Эжена Грассе в 1900г. Более того, вполне возможно об имени Анри Вевера вообще могли забыть, если бы не созданный им трехтомный труд «Французские украшения 19 века» - глобальное и до сих пор невероятно ценное исследование ювелирного искусства Франции с 1800 по 1900 гг.

Что ж, может это и к лучшему – благодаря этому те немногие осколки прекрасной коллекции Vever 1900 г., те немногие шедевры, созданные некогда Анри Вевером, стали сейчас еще более интересными, еще более дорогими и еще более притягательными… Хотя в каталогах знаменитых аукционов в описании к ним и поныне все так же фигурирует это злосчастное «один из…»…

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Другие "ювелирные" подборки: