Найти в Дзене
Просто гуляя по свету

Мушкетер XV века (часть 13) Бастард Орлеанский попадает в плен

Итак, наш герой, юный Бастард Орлеанский, отправился в свой первый военный поход. Случился он, увы, не против внешних врагов - отряд Таннеги дю Шателя, к которому был приписан наш Жан, выступил навстречу Бургундцу, который в очередной раз пошёл на столицу и в очередной раз потерпел поражение. (Вообще, вот я далеко не полководец, но даже мне ясно: если так упорно не везёт, может имеет смысл поменять цели?)

Видимо, Жан Бесстрашный все же тоже пришёл к такому выводу, потому что, проиграв очередную битву, он решил... спасти королеву. Напомню, что Арманьяк и компания, якобы уличив Изабеллу в неверности, сослали её в Тур. Вот Жан Бесстрашный и решил поменять союзника. Сказано - сделано: специально отправленный отряд забрал королеву из-под стражи и привёз её в Блуа. Растроганная Изабо заявила, что герцог Бургундский "всегда радел о благе монсеньера" и с этими словами окончательно распрощалась с орлеанцами, перейдя на сторону бургундский партии. Было создано особое "правительство королевы" и во все концы страны разосланы гонцы с требованием подчиняться только ему.

Средневековый Блуа. Из личного архива автора
Средневековый Блуа. Из личного архива автора

Тем временем англичане, пользуясь тем, что французские принцы заняты внутренними распрями, снова высадились в Нормандии и пошли в наступление. Поскольку помощи от короля нормандцы так и не получили, города сдавались один за другим. Войска захватчиков дошли до Руана - второго по величине города страны после Парижа, и тут в дело вмешалась Иоланда Арагонская, тёща дофина. (Тем моим читателям, кто вместе со мной путешествует "по дорогам и весям истории" французского пятнадцатого века, имя Иоланды должно быть уже знакомо - во времена, о которых идет речь, она не раз меняла казалось бы безнадежную ситуацию. И в истории с Катрин де л'Иль-Бушар есть немало тому подтверждений. Вообще, на мой взгляд, эта потрясающая женщина достойна отдельного рассказа. Возможно, позже...)

Понимая, что вскоре от страны может не остаться и названия, а королевский двор раздирает междоусобица, ей удалось настоять на том, чтобы новым регентом при безумном короле стал юный дофин Карл. Следующим шагом было перемирие, заключенное с англичанами на целых 10 месяцев (что на мой взгляд вполне можно приравнять к чуду). И продолжением в этой цепочке чудес было вовсе невероятное - Иоланде удалось усадить за стол переговоров обе враждующие партии. Правда на этом везение закончилось, ибо Жан Бесстрашный потребовал себе не много не мало, но полный контроль над всей страной, но дофин, разумеется, пойти на такое соглашение не мог.

Иоланда Арагонская. Витраж собора в городе Ле-Ман
Иоланда Арагонская. Витраж собора в городе Ле-Ман

В итоге страна просто разделилась на две враждующие половины, причём в буквальном смысле. Правительство королевы Изабеллы начало чеканить собственную монету, бургундские солдаты грабили захваченные города, насилуя женщин и громя церкви. (И вот этот момент, а о нем пишет в "Хронике Карла VI" Жан Жювеналь дез Юрсен, удивляет меня больше всего: ну не поделили власть бургундцы и арманьяки, такое в истории случалось часто. А церкви при чем? Или Бургундия перестала быть католической провинцией? Кстати, хронисты отмечают, что и арманьяки (тоже громилы и бандиты ещё те!) во всех монастырях искали тайные захоронки королевы, а найдя, тут же конфисковывали.)

Около дофина с подачи Иоланды уже появился знакомый нам из цикла про Катрин де л'Иль-Бушар финансист Жан Луве - именно он и занимался поисками заначек Изабеллы. А наш Жан, приехавший ненадолго в Париж между стычками своего отряда с бургундцами, как никогда почувствовал напряженность и уныние в столице. Казалось, парижане уже были согласны на любую власть, которая даст им долгожданный мир. Однако были среди жителей и те, кто по-прежнему ждал возвращения Бургундца и наш Бастард даже успел поучаствовать в раскрытии заговора во время своей короткой побывки.

В мае 1418 года, воспользовавшись тем, что Бернар д'Арманьяк временно уехал из Парижа, Иоланда попыталась продолжить переговоры с бургундцами и отправила к ним Филиппа Вертю - среднего из братьев Орлеанских. В Итоге Жан Бесстрашный пообещал никому не мстить, а в обмен ему разрешили въехать в Париж и снова войти в королевский совет (Интересно, мне одной ситуация напоминает всем известное "Если ты больше так не будешь, то я тебе конфетку дам?" 🤔) Эта новость привела парижан в неописуемый восторг, повсюду жарили на кострах туши быков и выкатывали бочки вина из подвалов.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Спешно вернувшийся в столицу д'Арманьяк обозвал всех предателями и потребовал аннулирования всех достигнутых соглашений. После такого заявления, мне кажется, только одному ему одному и было непонятно, чем все закончится. Все караулы у ворот были усилены и нашему Жану, как раз снова находившемуся в Париже, было приказано вместе с отрядом выдвинуться к воротам Сен-Жермен. Ночью некто Перрине Леклерк (похоже юного и безголового возраста), выкрав у отца ключи от ворот, вместе с приятелями открыл замки и снял засовы. Бургундский отряд, скрытно подобравшийся к городу (как теперь понятно, имел место самый настоящий заговор), вломился внутрь, где соединился с горожанами, вышедшими на улицы с подручными орудиями в руках.

Жану Орлеанскому в ту ночь очень повезло: он проснулся в караулке, когда на него напали. И, получается, что пленившие Бастарда бургундские солдаты спасли нашему герою жизнь, иначе до утра на улицах Парижа молодой человек мог бы не дожить. Жана увезли в замок Сен-Жермен-ан-Ле, а что было дальше, можно узнать в следующей статье, подписавшись на мой канал. Предыдущие части истории можно найти здесь:

Мушкетер XV века (часть 12) Друг становится дофином, а Бастард влюбляется

Мушкетер XV века (часть 11) Как Жан Бургундский чужими руками жар загребал

Мушкетер XV века (часть 10) Как потребовать долг, которому 50 лет