Судьба великолепной матери султана Сулеймана еще долго будет вызывать вопросы у историков. Неизвестно, приехала ли она из Крыма, была ли родом из ханов Гиреев, или из простого народа обычным образом, как все, оказалась у Османов.
Иногда ее называют албанкой, поскольку их было много в услужении. При этом как самых именитых, так и неблагородных людей. Есть даже мнение, что султанша была полькой, поэтому могла изъясняться на языке, понятном Хюррем-султан. Крымские принцессы вроде бы не должны были знать славянские наречия, хотя теоретически могли.
Самая популярная история касается именно Гиреев. Но если считать, что Айше, дочь хана Менгли, сначала была замужем за другим шехзаде династии - Мехметом, то окажется, что у хана была еще одна дочь, сосватанная за него.
Княжна Мелекхан была десятым ребенком хана Крыма и разница в дате рождения с Айше у нее всего год. Вполне возможно, что или девушек перепутали, или речь идет об одной и той же княжне.
Это легко, потому что всего у Менгли было около восьми дочек. К тому же, имена в те времена могли менять или добавлять новые. Айше родилась пятой по счету, а Мелекхан шестой.
Из трех жен хана матерью Айше и Мелекхан не могла быть Нур-султан, так как он пошла замуж за хана, когда княжнам было уже около 10-11 лет. Заян-султан, наверное, более подходящий вариант. Говорят, что Заян была из благородных крымских родов, отец ее вышел родом из древних Седжеутов, корни которых относятся еще к монголам.
Заян родилась в 1450 году, к моменту рождения Айше и Мелекхан ей было 25-26 лет. Также говорят, что она была матерью их старшей сестры Назджан - матери Махидевран-султан.
Однако ее история закончилась, когда младшим дочкам было 9-10 лет. Именно тогда и появилась Нур-султан, воспитавшая и выдавшая замуж дочек хана.
Шехзаде Мехмет был ровесником Айше, а Мелекхан он был старше на год. По истории в 1511 году Селим, отец Сулеймана, и женился на одной из крымских царевен. Поэтому брак с Мехметом должен был состояться ранее. Вероятно, между 90 и 95 годом.
Как раз в это время ханы Большой Орды в очередной раз нарушили границы Крыма и Менгли был вынужден просить помощи у Османов. Неудивительно было бы, если бы в знак благодарности он сосватал одну из дочек за сына султана. Так и произошло. Мехмет, сын султана Баязида, который был ближе всего по расстоянию и управлял Кафой в Крыму, женился на Мелекхан.
Брак продлился около семи лет, за это время родились сын и дочь. Если бы это были дети Айше, о них должно было быть упомянуто, когда княжна уезжала в столицу Османов.
Им на тот момент было не больше семи лет соответственно. Вряд ли их оставили бы в Крыму. Но о них нет ни слова. Похоже на то, что Айше не была замужем за Мехметом, его супругой стала ее сестра Мелекхан.
Тем не менее, жена Мехмета в любом случае вернулась в Крым. Годы жизни Мелекхан касаются того возраста, когда ей было около 60-ти лет. Ханша могла все эти годы жить в родном дворце, наблюдая, как сменяются ханы на троне.
Последним для нее оказался брат Саадет. Он уехал в к Османам, уступив место другому. А замужество ее сестры как раз и повлияло на то, что османским султаном стал Селим, а после его сын Сулейман.
Айше, если считать, что за Мехмета выходила замуж не она, а наследников султану не родила, могла быть отправлена обратно домой. Она была аристократкой, поэтому свободной и у нее могло быть преимущество. Скорее всего, так и было, поскольку ее имя в истории Сулеймана тоже не упоминается. Она дожила до правления в Крыму брата Сахиба Гирея.
Появилась ли Айше здесь ранее, чтобы успеть родить на свет султана Сулеймана, неизвестно. Но по возрасту она вполне могла это сделать. В 1494-5 году, когда родился Сулейман, ей было почти 25.
Но то, что Сулейман очень активно общался с братьями девушек - сыновьями Менгли, может свидетельствовать, что он действительно был им родственником по матери. Его брак с Махидевран тоже в каком-то смысле это проясняет.
Если Махидевран была племянницей Айше, его валиде, ему могли предложить этот союз из каких-то политических мотивов. Правда, эта версия менее популярна, хотя Махидевран на самом деле племянница другой Айше, той крымчанки, которую Селим засватал у Гирея.
Судьбе Мелекхан особо не позавидуешь. Будучи княжной династии и женой шехзаде Османов, она могла бы стать султаншей и валиде правителя. Но муж оказался не так удачлив.