Многие из нас слышали выражение «дети дождя». Но немногие знают, какой подвиг они скрывают под этим названием. Это череда маленьких и больших побед родителей и детей, которые столкнулись с диагнозом аутизм. Такие малыши никогда не смогут полностью почувствовать себя частью этого мира и общества. И их родители каждый день сражаются за мимолетную улыбку, за смех, за каждое слово такого ребенка.
К сожалению, ученые до сих пор не могут выявить какие-то определенные причины возникновения данной патологии. Пока было выяснено только то, что чаще всего аутизм возникает в той семье, где уже ранее были выявлены случаи аутизма. Это указывает на то, что заболевание имеет наследственную природу. Что странно, но беременность у мам таких малышей протекает абсолютно нормально, ребенок развивается в соответствии срокам. На внешности малышей данное заболевание никак не сказывается.
Но вот в некоторых случаях на развитие патологии могут повлиять такие факторы:
· Детский центральный паралич (ДЦП);
· Туберозный склероз;
· Краснуха, которую перенесла мать во время беременности;
· Нарушение жирового обмена у матери во время беременности (у женщин, которые страдают ожирением, повышен риск рождения такого ребенка).
Все вышеперечисленное негативно влияет на состояние головного мозга, что, в свою очередь, и влияет на появление аутизма. Но пока все равно не совсем понятен принцип зарождения патологии.
Очень важная роль в дальнейшей жизни малыша отведена ранней диагностике заболевания. Есть определенные признаки, которые могут указывать на патологию. Ранний детский аутизм может развиться и в год, и в два. Конечно, диагноз ставит только специалист. Но родителям важно самим вовремя заметить первые признаки заболевания.
Признаки раннего аутизма у ребенка
Для данного вида заболевания существует четыре основных признака. Проявляться у разных малышей они могут с разной интенсивностью.
Вот признаки аутизма у детей:
1. Проблемы с социальным взаимодействием;
2. Нарушение коммуникации;
3. Наличие стереотипного поведения ребенка;
4. Другие симптомы, характерные для раннего детского аутизма (у детей в возрасте до 3-х лет).
Первая симптоматика патологии может проявиться до 2-х летнего возраста ребенка. Это могут быть как симптомы легкой формы (ребенку трудно установить контакт глаза-в-глаза), так и тяжелой (ребенок вообще не устанавливает такой контакт даже с родителями). У ребенка до года на наличие патологии могут указывать такие симптомы, как скудная мимика лица, неадекватное реагирование на внешние раздражители, малая подвижность.
Малыш с таким диагнозом не может полностью принять образ другого человека, который пытается наладить с ним контакт. Даже на фотографиях бывает заметно, что мимика ребенка не соответствует общему контексту фотографии. Он не реагирует улыбкой на чью-то шутку, не смеется тогда, когда другие малыши веселятся.
Но при этом он может заливаться смехом в то время, когда другие этого не делают и ситуация не является смешной. Близкие этого ребенка не могут понять реакцию малыша на то или иное событие. Лицо малыша может напоминать маску и периодически на нем возникаю гримасы.
Жесты малыша с диагнозом аутизм достаточно скудны. Он использует определенные движения для того, чтобы ему, например, дали то, что он хочет. Но при этом ребенок не стремиться полностью заполучить внимание своих родителей или втянуть их в свою игру. Даже малыши до года, когда видят что-то интересное, начинают смеяться и показывать на это пальцем. Ребенок с аутизмом так делать не будет.
Эмоции других людей для аутиста остаются тайной за семью печатями. Если обычный ребенок может определить, грустно ли другому человеку, плохо или спокойно, то для «ребенка дождя» такое оказывается не под силу.
Ребенку не интересны его сверстники, он все время как будто погружен в свой внутренний мир. Ему там интересней и комфортней. Когда другие малыши уже вовсю знакомятся друг с другом, ребенок аутист будет стоять немного в отдалении и не будет принимать участие в чужих играх. Он может принимать окружающих за неодушевленные объекты.
Играть в те игры, в которых необходимо примерять на себя различные социальные роли, ребенок не будет. Они просто-просто не понимают, что такое социальная роль и как нужно ее показывать. Одним из симптомов аутизма является некоторая регулярная зацикленность на каком-то действии, например, малыш постоянно прокручивает колесико у машинки. Воспринимать игрушку как целостный объект «ребенку дождя» тоже очень трудно.
Малыш с данным диагнозом не экранирует эмоции родителей и не отвечает на их взаимодействие.
Раньше считалось, что малыш с аутизмом вообще не испытывает сердечной привязанности к своим родителям. Но было доказано обратное.
Когда мама ребенка уходит, он проявляет точно такое же беспокойство и испытывает тревожность, как и любой другой ребенок, просто чуть менее эмоционально. При этом, вернуть родителя каким-либо способом он не пытается. Но он также ждет возвращения мамы и скучает. Когда рядом с ним находят члены его семьи, малыш выглядит менее напряженным и ощущает себя более защищенным.
У детей с этим диагнозом до пяти лет присутствует задержка в развитии речи. В некоторых случаях может наблюдаться даже полное ее отсутствие, которое называется мутизм. Речь бессвязная, малыш может часто повторять одно и то же. Фразы лишены конкретного смысла. Часто ребенок рассказывает о себе со стороны третьего лица. На чужую речь он не откликается. Когда у всех остальных малышей начинается пора «почемучек», аутист не будет засыпать своих родителей кучей вопросов. А если что-то и будет спрашивать, то это будет чем-то однообразным и не имеющем практическое значение.
Если говорить о стереотипном поведении, то малыш с аутизмом постоянно зациклен на каком-то одном занятии, повторяет определенные каждодневные ритуалы, у него появляется большое количество страхов и навязчивых мыслей, идей.
Если последовательность (даже самая маленькая) какого-то из его ритуалов нарушается, то у ребенка начинается истерическая реакция и даже агрессия.
Лечиться ли аутизм
К сожалению, современная традиционная медицина еще не нашла способ излечения от аутизма. Можно помочь ребенку, облегчить симптомы его заболевания, все зависит от каждого индивидуального случая болезни. Медикаментозное вмешательство применяется только в случае наличия у ребенка деструктивного поведения. Главное для родителей, это помнить о том, что поправить и скорректировать ситуацию вполне возможно. Да, это потребует большого количества терпения и сил, но здоровье малыша того стоит.
Самое главное «лечение» при аутизме – это каждодневные занятия с маленьким пациентом и создание для него теплой и комфортной атмосферы.
Занятия проводятся в несколько определенных этапов:
1. Устанавливается контакт родитель-ребенок;
2. Формируются навыки, которые понадобятся малышу для обучения;
3. Развиваются зачатки речи;
4. Устраняются деструктивные модели поведения (снижается уровень агрессии, самоагрессии, страхов, замкнутости в собственном внутреннем мире);
5. Ребенка учат наблюдать за окружающим миром, слушать его и воспринимать;
6. Используются игры, которые подразумевают распределение социальных ролей;
7. Ребенка учат хотя бы минимальному социальному контакту.
Наиболее распространенной практикой регулирования состояния ребенка-аутиста является поведенческая психология. Одним из подтипов данной практики является АВА-терапия (наблюдение за эмоциональным откликом ребенка на ту или иную ситуацию).
После того, как врач изучил все особенности своего маленького пациента, он формирует определенные принципы терапии, которые учитывают индивидуальное состояние каждого ребенка.
Обязательным пунктом в жизни особенного малыша является логопедическая практика. Ребенок должен регулярно заниматься с логопедом. Этот специалист поможет наладить интонационную окраску речи и произношение.
Родители же помогают ребенку приспособиться к жизни в социуме и самостоятельному обслуживанию. Так как у таких малышей в основном отсутствует потребность в играх, они тяжело привыкают к распорядку дня. Родители могут сделать специальные карточки с расписанием.
Аюрведическая медицина (которая, кстати, была признана Всемирной организацией здравоохранения) предлагает лечение аутизма, которое может принести очень хорошие результаты.
Только специалист, к которому родители решат обратиться, должен быть проверенным и иметь подтверждение своей квалификации!
Согласно аюрведе, на возникновение данного заболевания может влиять ртуть, которая входит в состав прививки от кори. Специалисты в этой области считают, что у некоторых детей организм плохо справляется с процессом вывода тяжелых металлов из организма, что и порождает проблемы. Но это не значит, что делать прививку не надо! Корь – это довольно опасное заболевание, профилактику которого необходимо осуществить. Но провести вакцинацию лучше после консультации специалиста.
Заболевания, которые можно спутать с аутизмом
Существуют патологии, которые по своей симптоматике похожи на аутизм, но таковыми не являются. Установить точный диагноз может только врач!
Вот какие проблемы могут быть похожими на аутизм:
· Задержка речевого или психоречевого развития (ЗПРР) с аутичными чертами. С рождения малыш не лепечет, как остальные ребята, к 2-3-м годам у него совсем скудный словарный запас. Часто малыши с таким диагнозам бывают слаборазвиты физически, но при этом гиперактивны. Состояние корректируется работой с логопедом и психотерапевтом;
· Синдром дефицита внимания и гиперактивность. Ребенок неусидчив, ему трудно учиться и воспринимать новое, присутствуют проблемы с концентрацией внимания. Состояние корректируется медикаментозными препаратами и работой психотерапевта (психолога);
· Тугоухость. Как понятно из названия, у малыша присутствуют проблемы со слуховым аппаратом. Если ребенок слабослышащий, то довольно часто у него возникает задержка и в речевом развитии. Малыши могут не слушаться или не откликаться на собственное имя. Состояние корректирует приобретением слухового аппарата после консультации врача.
Родителям особенного ребенка важно понимать, что данный диагноз – это не приговор! Если они будут поддерживать своего малыша и помогать ему, то он сможет прожить полноценную и счастливую жизнь!