«У вас ребенок в школу не ходит? Он, что, болеет?» — часто слышат родители, выбравшие для своих детей семейное обучение. Несмотря на то что эта форма описана в федеральном законе «Об образовании» с 1992 года, ее до сих пор путают с надомной и заочной учебой, а то и вовсе с анскулингом. «Московские новости» разобрались, как и чему можно научиться, если не ходить в школу, и кому подходит семейный формат.
Такая разная удаленка
Если родители по каким-либо причинам не хотят или не могут обеспечить ребенку регулярное посещение занятий, но при этом образовательная программа и статус школы их в целом устраивают, можно перейти на заочное или заочно-очное обучение. Ребенок обучается дома по программе школы и проходит организуемые ею промежуточные аттестации. Так он остается в контингенте школы, со всеми правами и гарантиями, предоставленными школьникам, и за качество образования отвечает именно школа.
Заочники получают учебные материалы и имеют право консультироваться с учителями своей школы, а также выборочно посещать занятия. По согласованию со школой, перевести ребенка на постоянное или временное заочное обучение можно в любой момент.
Чаще всего такое решение семья принимает, если ребенок профессионально занимается спортом, музыкой и не успевает посещать занятия или же проходит школьную программу быстрее и хочет сдавать экзамены экстерном. Еще одна причина — частые разъезды или проживание далеко от школы.
К этому же типу относится и надомное, или домашнее, обучение — способ организации учебного процесса для детей, которые имеют заболевания, входящие в утвержденный Минздравом перечень, находятся на длительном лечении или реабилитации. Но надомная учеба — это не отдельная форма обучения, а вынужденная мера. Поэтому в зависимости от возможностей ребенка для него в школе составляется индивидуальная программа, назначаются учителя, которые посещают его на дому или занимаются дистанционно, принимают контрольные и экзамены.
Суть семейной формы в другом: здесь ребенок получает образование вне школы, причем не только не посещает ее физически, но и не привязан ни к какой образовательной программе, а за организацию образовательного процесса и качество образования отвечают родители.
«При этом закон позволяет таким детям проходить аттестации в образовательных организациях в качестве экстернов — с предоставлением всех академических прав обучающихся, — объясняет Татьяна Тадевосян, к.ю.н., председатель Национальной ассоциации семейного обучения и мама двух детей на семейном обучении. — Обязательны для прохождения только государственные итоговые аттестации после 9-х и 11-х классов, а прохождение промежуточных аттестаций — это добровольное решение семьи».
А что же такое анскулинг? Это полный отказ от какого-либо системного обучения ребенка как в школе, так и вне ее. Пример анскулинга показан в фильме «Капитан Фантастик»: семья живет в глухом лесу, дети познают жизнь через литературу и научные труды, много тренируются, учатся наблюдать за миром вокруг и выживать в нем, — но оказываются не готовы к жизни в обществе. В реальной жизни успешное развитие без школы вполне возможно, если родители хотят и могут создать ребенку среду, где есть путешествия, интересные люди и занятия. Но если это проблематично, анскулинг может свестись к гаджетам и нежеланию развиваться.
Почему уходят из школы
На первый взгляд, люди делают выбор в пользу семейного обучения оттого, что в школе «что-то пошло не так»: нет контакта с одноклассниками, вплоть до травли, учителя орут, учат плохо, оценивают несправедливо. Ребенок начинает болеть или искать другие легальные способы пропускать школу, а то и просто прогуливать.
Иногда родители отталкиваются от собственного болезненного школьного опыта — и не желают его своим детям. Один из флешмобов о школьном буллинге с тегом #чтотебятакзадевает несколько лет назад взорвал соцсети. Оказалось, что в школе доставалось очень многим, а не единичным аутсайдерам, и по прошествии многих лет и работы с психотерапевтом эти истории все еще трудно вспоминать.
Однако уходить из школы родители и дети решают не только «от противного». Старший сын Дарьи Лаговской, предпринимателя и организатора СО-сообщества в Иваново, никогда не ходил в школу. Но изначально семейное обучение не планировалось: Митя ходил в сад и был записан в хорошую московскую школу. «Чем ближе она становилась, тем больше я задумывалась: а надо ли туда моему сыну? Если в математике у него выдающиеся способности, то русский ему дается с трудом», — вспоминает Дарья.
Вскоре семья переехала в поселок в Ивановской области. Местная школа не вызывала восторгов у семьи, и Митя остался учиться дома.
Дарья поняла все плюсы сразу: не надо было рано вставать, а еще можно было выбрать свой образовательный маршрут, учиться в своем темпе и экспериментировать. С Митей они писали пером или карандашом, решали олимпиадные задачи, не вдаваясь в оформление. И английский можно было начинать не с заучивания букв, как в школьной программе, а сначала только разговаривать, слушать речь и акцент, запоминать речевые конструкции.
Сейчас Митя перешел в 6-й класс, все аттестации сдавали через онлайн-платформы. Год назад он попросил электронную школу и сейчас учится там. «С социализацией, о которой все любят спрашивать, у него все в порядке, — говорит Дарья, — есть друзья во дворе, в кружках и в интернете».
Как устроено самостоятельное обучение
Способы обучения детей на СО можно условно поделить на три группы. Условно — потому что часто родители чередуют или сочетают их.
Вариант 1: самостоятельная учеба
Он подходит родителям, которые хотят и могут уделять много времени и внимания образовательному процессу ребенка. Это не значит, что родитель становится для своего ребенка учителем по всем предметам до самого ЕГЭ. Но именно родитель вместе с ребенком решает, каким будет учебный процесс, — и несет ответственность за результат.
Родитель составляет программу, подбирает учебные материалы и помогает ребенку их осваивать, по желанию ищет для ребенка репетиторов по основным предметам, решает вопрос социализации и так далее. В этом случае программа может наиболее гибко подстраиваться под интересы ребенка и существенно отличаться от школьной.
Дарья Лаговская предприниматель, организатор СО-сообщества в Иваново, старший сын на семейном обученииМногие на семейном обучении говорят, что ребенка нужно «научить учиться», но я с ними не согласна. Я восхищаюсь четырехлетками с их нескончаемым потоком вопросов и поисками ответов. Если это природное любопытство не убить, то человек будет учиться и развиваться всю жизнь. То же я могу сказать и о школьной программе: мы почему-то привыкли считать ее «базовым образованием», но так ли это? Кто решает, какому конкретному ребенку какая база нужна? Семейное обучение дает простор, можно изучать любой предмет, когда к нему есть интерес.
Татьяна Тадевосян выбрала семейное обучение осознанно: никто из ее детей не ходил ни в сад, ни в школу. Недовольства школьной системой у Татьяны не было, но в семейном обучении она увидела для себя ряд неоспоримых преимуществ. Так, оно позволяет тренировать важнейший навык самоорганизации и планирования — в отличие от обычной школы, где все продумано за нас.
Дома расписание выстраивается исходя из потребностей семьи и возможностей ребенка. Например, если ребенок не может очень рано вставать, на семейном обучении он будет приступать к занятиям, когда ему это комфортно, не ломая собственный ритм. Кроме того, родитель включен в процесс образования, понимает, на каком этапе ребенок, чем увлечен — и выстраивает вокруг его интересов всю образовательную программу. И если сейчас интересны машины, можно изучать на них математику, историю, географию и все остальное.
Таким образом, и сами родители получают возможность продолжать, улучшать и углублять свое образование — и делать это не в ущерб общению с детьми, а вместе с ними. Как правило, у «семейников» быстро вырастают домашние библиотеки, потому что вопросы, которые дети задают, выходят за рамки любого учебника.
Семейное обучение обогащает семью, расширяя ее кругозор. По мнению Татьяны, это лучший способ показать ребенку, что образование — это образ жизни, а не период, который ограничивается школой, институтом и получением аттестата.
Плюсы:
+ максимальная гибкость;
+ предметы можно изучать не одновременно, а по очереди;
+ можно делать перерывы в любое время года;
+ программа подстраивается под комфортный для ребенка ритм;
+ можно следовать за увлечениями ребенка, а не оставлять их на свободное от уроков время.
Минусы:
– максимальная вовлеченность родителя, особенно если ребенок маленький и не может заниматься самостоятельно;
– нехватка живого общения с детьми, если она не компенсируется в кружках и секциях;
– отсутствие коллективной работы, групповых школьных экскурсий и праздников, возможности выступать перед одноклассниками, если они не компенсируются частным образом, в дискуссионных клубах, театральных студиях и так далее;
– некоторые родители называют минусом отсутствие соревновательного элемента, в то время как для других родителей это и отсутствие оценок, скорее, плюс.
Полезные ресурсы и социализация вне классно-урочной системы
«Больше, чем урок». Коллекция бесплатных видеолекций для школьников 5–11-х классов.
Видеоуроки в интернете. Уроки прекрасных педагогов из России и СНГ. На сайте есть платный контент, а на YouTube-канале все бесплатно.
«Субботы московского школьника». В рамках проекта любой школьник вместе с родителем может посетить лекции, семинары и мастер-классы, экскурсии, которые организуются в разных вузах.
Семейное образование для чайников. ТГ-канал энтузиаста семейного образования Кристины Сандаловой.
НЕшкола «Источник знаний». Встречи группы один-два раза в неделю, коворкинги, открытые студии, поездки и походы.
«Кайманчик». Школа один-два раза в неделю или по одному уроку в день.
Вариант 2: Онлайн-школа
Такой формат подходит тем родителям, которые не могут или не хотят сами заниматься с детьми, но в то же время недовольны существующей школьной программой и хотят альтернативы на дистанционке. К слову, этим форматом пользуются и те семьи, которые перешли на заочное обучение в школе.
Митя Копченков ученик 6-го класса в онлайн-школе Учиться через интернет мне нравится. В школе есть расписание, но если не попал на урок, то есть запись. Интересные преподаватели, во время урока можно писать вопросы, а некоторые сделали чаты в Whatsapp — можно обсуждать предмет там. До урока или после можно знакомиться с другими учениками. Из минусов: некоторые ученики во время урока пишут матом или спамят, но их банят модераторы.
Плюсы:
+ образовательный процесс уже продуман и систематизирован;
+ педагоги могут объяснить предметы, в которых родитель не разбирается или которые успел забыть;
+ родитель получает отчеты и может следить за успеваемостью ребенка;
+ помощь с аттестацией;
+ можно смотреть из любой точки мира;
+ если пропустишь, можно смотреть в записи;
+ возможность учиться у педагогов высокого класса.
Минусы:
– нужно быть всегда на связи;
– возможны технические накладки;
– изменить или скорректировать программу нельзя.
Примеры онлайн-школ
«Фоксфорд»
Образовательный центр «Школа плюс»
Заочная онлайн-школа E-learning
IBLS — платформа дистанционного онлайн-обучения от школы «Наши Пенаты»
Вариант 3: Семейная школа
Семейные школы или образовательные центры не имеют лицензии школы, но ребенок может приходить сюда и заниматься с учителем в небольшом классе. Чаще всего — по альтернативным методикам: вальдорфской, монтессори, реджио-педагогике. В таких школах акцент делается на индивидуальном подходе, развитии творческих способностей и soft skills, отсутствии оценок. Иногда такую школу или класс для своих детей организуют родители.
Женя Ходан сооснователь «Семейный класс Щукино» У нас с подругой и соорганизатором класса Наташей Аникиной дети учились в монтессори-саду, откуда выпустились любознательными, самостоятельными и открытыми. Хотелось, чтобы школьное образование для них было таким же увлекательным и душевным. Так мы открыли «Семейный класс Щукино». Я занимаюсь профориентацией, а Наташа — методолог. Если говорить про механику процесса, то, по сути, мы не использовали никакие инновационные подходы, воспроизвели началку в классическом понимании, взяв за основу стандартную школьную программу. С уроками ИЗО, физкультурой, окружающим миром, продленкой. С той только разницей, что у нас 12 человек в классе и крутецкие, заряженные педагоги.
Плюсы:
+ ребенок занят весь день, находится в безопасной среде;
+ живое общение с одноклассниками и педагогами;
+ коллективное творчество.
Минусы:
– высокая стоимость семейных школ в Москве;
– нужно возить ребенка каждый день, школа может быть далеко от дома;
– привязанность к месту учебы: невозможно переехать далеко за город, в другой город или страну, много путешествовать.
Что почитать по теме
В Каталоге на сайте «Альтернативное образование в России» — про семейные и онлайн-школы, сервисы онлайн-аттестации, юридическую помощь и консультации по СО и многое другое.
Как перевестись на семейное обучение
По закону форму образования выбирает родитель. Как объясняет Татьяна Тадевосян, процедура простая: до исполнения ребенку 8 лет (по состоянию на 1 сентября) нужно решить, идет ли ребенок в школу или выбирает семейное обучение. Во втором случае нужно уведомить о своем выборе органы местного самоуправления по месту жительства, отправив заявление от имени родителей по почте или лично. В зависимости от региона проживания таким органом может быть управа, как в Москве, отдел образования и так далее. Со следующего года такое уведомление рекомендуется подавать за 15 дней до начала учебного года.
Перевести ребенка из общеобразовательной школы на семейное обучение можно в любое время учебного года и на любом этапе обучения — хоть в первом классе, хоть в последнем. Для этого нужно подать заявление на отчисление из школы и в течение 15 дней уведомить орган местного самоуправления о переходе на СО.