Эту книгу Льва Гумилёва я пробовал читать трижды, но никак не мог зацепиться за довольно сложный научный слог. Осилить её мне, в конце концов, удалось лишь благодаря аудиокниге.
Автор начинает повествование длинной теорией с трудными терминами вроде пассионарности, этногенеза и тому подобного, что человеку, не достаточно подкованному в науке, будет воспринимать не просто.
Учёной терминологией Гумилёв разворачивает интересную точку зрения о преображении, вырождении и создании новых народов как если бы они были большим живым организмом и вели бы своё развитие подобно природе в эволюции Дарвина.
Далее следует хронология общепризнанных исторических событий, начиная с девятого и заканчивая пятнадцатым веком. То есть, формальным периодом существования Руси, перед непосредственным образованием России как централизованного государства, сплочённого вокруг Москвы Иваном третьим.
В своей истории автор ни в коей мере не отходит от официальных дат и хроник. Оставляя незыблемым главный исторический костяк, он, тем не менее, даёт много иных трактовок одним и тем же обстоятельствам, что, не меняя предмета, в то же время полностью меняет его смысл.
Так, совершенно в ином качестве представляются отношения Древней Руси и татаро-монгольского царства. Приводятся вполне адекватные доводы о тлетворной сущности отношений с Западом, который уже тогда имел своих сторонников среди восточных славян.
Рассматривая причинно-следственные связи в самых бедственных положениях русских князей, читая Гумилёва, мы неизбежно приходим к выводам, что инсинуации, ложь и предательство как главные черты европейской модели политики, укоренялись именно тогда, в средние века. Тогда как славянский и азиатский этнос роднили между собой понятия честности, верности и преданности принципам.
Лицемерие, лесть и манипуляции вызывали у древних монголов и славян одинаковое презрение, но в процессе исторической эволюции, этносы постоянно смешивались, в результате чего, к середине второго тысячелетия весь Евразийский континент в своём понимании хорошего и плохого был максимально усреднён. И те качества, что ещё совсем недавно считались азиатами и русскими мерзостью, теперь стали с воодушевлением пользовать и здесь.
Так, понятие «политика» превратилось для многих в синоним коварства, лжи и лицемерия.
В книге так же крайне занимательно рассмотрены вопросы главных религий, их исторического становления, уничтожения старых верований и видоизменения новых.
Работу Льва Гумилёва можно со всем основанием назвать фундаментальной, ибо здесь сплетены воедино очень много социально-философских проблем, рассмотренных не в порядке пустого разглагольствования, а через призму длительной исторической эпохи.