Родителям - никак не избежать :). Но такая уж у них родительская доля. А я бы сейчас хотел поговорить об опасности стрессовых ситуаций для детей.
По данным многих исследователей, максимальное количество тревожных расстройств у школьников приходится на первый, пятый и выпускные классы. Что, в общем-то, понятно: первоклассник попадает в новую жизнь, в которой поначалу страшновато. Затем переход из начальной школы к предметному обучению, совершенно другое общение, например, с учителями. Теперь ребенок общается не с одной учительницей-"полу-мамой", а с самыми разными по характеру и особенностям людьми. И, наконец, в выпускных классах добавляется страх неведомого будущего, включая множество экзаменов и необходимость принятия жизненно важных решений.
Могу добавить из своего исследовательского опыта, что ситуация повторяется в колледже и вузе. Самые тревожные студенты - это первый и последний курсы. По моим собственным измерениям, проведенным среди первокурсников московского колледжа, около 70% студентов имели серьезные признаки тревожного и/или депрессивного расстройств. Правда, это было зимой 2021 г., в самое ковидное время, что могло несколько усугубить результаты.
{Для интересующихся - я использовал следующие методики:
1. Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан), Форма Б
2. Методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) (К.Роджерс и Р. Даймонд);
3. Госпитальная шкала депрессии и тревоги HADS.
4. Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)
В эксперименте принимала участие около 50 добровольцев. Если будет интерес - выложу матстатистику и свои выводы}.
Но сегодня мы остановимся только на первоклашках, хотя и для других возрастов сегодняшние советы будут приемлемыми.
1. Будьте максимально внимательны к детям. Не оставляйте их наедине с новой стрессогенной ситуаций.
Прежде всего, постоянно наблюдайте за ребенком. Он может не рассказать о проблеме, потому что боится или стесняется. А возможных проблем не перечислить: от непривычных условий существования до буллинга. Дети, как и взрослые, склонны к стайному поведению, а ничто так не сплачивает стаю, как общая атака на выбранного "чужаком". Если заметили что-то настораживающее, не поленитесь поинтересоваться ситуацией у ребенка и учительницы.
Наблюдаем за поведением, за общительностью, за сном, за аппетитом, за открытостью, за мимикой. И за успеваемостью, конечно. Другими словами, определяем качество его адаптации к новым жизненным обстоятельствам.
С ребенком разговаривайте мягко, нежно, постоянно объясняя, что проблемы в школе были у всех, и все эти проблемы - не фатальны при правильном подходе к их решению.
2. Подчеркивайте, что вы всегда на стороне своего ребенка. У него всегда есть надежный тыл
Вовсе не потому, что он всегда прав. Он вполне может быть и не прав. Но вы ведь не станете его от этого любить меньше. Просто надо разобраться в ситуации, чтобы она не повторялась в будущем.
Если отпрыск "накосячил" - посмотреть вместе с ним, что и как можно исправить. Полезно спросить его мнение, как бы он повел себя на вашем, родительском, месте. Дети умные, особенно если подталкивать их интеллект в верном направлении.
Если ребенок подвергся чужим неправильным воздействиям - посмотреть, как от них избавиться или защититься. Но всегда - с минимумом скандальности, максимумом доброжелательности и такта. Как к ребенку, так и к другим участникам возможных конфликтов. Потому что ваша несдержанность также вполне способна отравить ему школьную жизнь.
3. Никогда не наказывайте наказанного
Скажем, малыш потерял мобильный телефон. Он огорчен и испуган. А тут еще жесткая реакция родителей, главной его жизненной опоры. Что она даст полезного? Ровно ничего, он ведь и так расстроен больше вашего. Просто горе пацана или девчонки станет больше.
Сразу предвижу возражения: а как же воспитание? Не отругать - опять потеряет.
Однако, во-первых, между отругать и потерять - нет связи. Во-вторых, можно мягко возложить на него часть ответственности. "Мне очень жаль, но сейчас денег нет на такой же замечательный телефон, поэтому придется пока купить модель попроще".
Другими словами, попавшему в неприятность человеку, пусть даже и по своей неаккуратности, следует сочувствовать, а не усугублять его горе.
4. Старайтесь снизить остроту отрицательных эмоций малыша
Не следует пробовать на прочность его психику. Последствия могут быть непредсказуемыми.
Хорошо помогает улыбка и юмор.
Например, у нас с женой четверо. Первые трое замечательные ребята, учились неплохо, но без излишеств. А младшая родилась отличницей. Школа с медалью, олимпиады и все дела. И вот классе в третьем она вдруг получает "трояк". Для кого-то мелочь, для нее - беда. Подход всегда должен быть индивидуальный.
Пришлось срочно вызванивать занятых старших и организовывать поход в ресторан. Отмечать "День первой тройки". Старшие с серьезным видом произносили странные речи о том, что, наконец-то, мы убедились - младшая сестра не инопланетянка и не подменённый в роддоме подкидыш. А своя, родная, с такой понятной и родной "тройкой". Это было очень смешно, и Зинкино горе улеглось быстро.
5. Никогда не наказывайте ребенка физически
Я много об этом писал, повторяться не буду. Если в двух словах - изменения в детской психике "от шлепков" крайне неприятно напоминают изменения от настоящих избиений.
Помните это.
6. Школа - часть жизни. А она прекрасна и удивительна, если к этому осознанно стремиться.
Тут и добавить нечего.
Счастливых вашим детям школьных лет. А вам - родительского счастья.
На сегодня - все.
Ниже я поставил ранее опубликованные заметки, в которых речь тоже идет о детях и родителях:
1. "Как правильно воспитывать детей? Мнение многодетного психолога"
2. "Детей растили одинаково, а выросли они разными"
3. "Педагогическая запущенность или психическое нездоровье?"
4. "Почему нельзя бить детей?"
В оформлении использована работа художника И.А.Сапункова "У забора", из коллекции галереи "Арт-Гнездо".
Вопросы по поднятой тематике: тел./вотсап +7 9032605593
И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психологических проблемах, психических заболеваниях и людях, ими страдающих.