Найти в Дзене
InfraOne Research

Что ждет инфраструктуру ДФО в ближайшие годы?

infraone.ru
infraone.ru

«Коронакризисный» 2020 год оказался для инфраструктуры Дальнего Востока не столь плохим, как можно было ожидать. Падение пассажиропотока в транспорте компенсировала позитивная динамика грузоперевозок, для реализации проектов в округе были выпущены первые в стране социальные облигации, незначительно, но все же выросли бюджетные вложения в инфраструктуру, а рынок концессий и ГЧП этой территории показал рекордный рост.

Впрочем, от насущных проблем дальневосточные регионы никуда не ушли. Износ их основных фондов вскоре рискует преодолеть 50%-й порог, медленно увеличивается потребность отрасли в дополнительных инвестициях, из бюджета в нее поступает по‑прежнему слишком мало средств, а приток частного капитала ограничивают нехватка готовых проектов и отсутствие опыта использования сложных инвестиционных инструментов у местных властей.

В каком состоянии находится инфраструктура Дальнего Востока? Какой объем инвестиций нужен для ее поддержания? И какие проекты и инструменты помогут макрорегиону привлечь частный капитал в отрасль?

Ознакомиться с исследованием, отвечающим на эти вопросы, можно на интернет-странице проекта, а более подробно - прочитав расширенную pdf-версию обзора.

  • К началу 2020 года износ основных фондов в регионах ДФО достиг 44,2%. Это ниже среднероссийского уровня (51,3%) и лучше, чем во всех округах, кроме Центрального (там показатель составил 41,7%). Однако по темпам старения инфраструктуры Дальний Восток — первый в стране: с 2010 года уровень износа его фондов вырос на рекордные 15,3 п. п. против 5,6 п. п. в среднем по стране. На наш взгляд, если так продолжится и дальше, уровень износа инфраструктуры в ДФО уже через три — четыре года может превысить 50%-й порог.
  • На Дальнем Востоке пассажироперевозки по итогам 2020 года упали более чем на 40% в авиаотрасли и почти на 25% — на железных дорогах. Впрочем, это меньше, чем в остальных макрорегионах, а в области грузоперевозок его показатели и вовсе были положительными, в отличие от остальной части страны. По нашим расчетам, за 2020 год в ДФО объем перевозки грузов авиатранспортом вырос более чем на 4%, железнодорожным транспортом — почти на 1%, автотранспортом — более чем на 15%, а перевалка грузов в портах Дальневосточного бассейна увеличилась почти на 5%. Падение этих показателей в других округах варьировалось от 3% до почти 13% в зависимости от отрасли.
  • Дальний Восток входит в список приоритетных геостратегических территорий страны и имеет ряд преференций в получении господдержки, у него есть «свои» стратегия и госпрограмма, а в 2020 году правительство и вовсе приняло для него отдельную национальную программу — такой пока нет ни у одного другого округа. Впрочем, на сфере инфраструктуры это все мало отражается. Так, по нашим расчетам, за 2020 год ДФО получил около 17 млрд руб. инфраструктурных субсидий от федерации против, например, почти 70 млрд руб., которые правительство выделило Крыму и Севастополю.
  • Отчасти из‑за этого суммарные бюджетные вложения ДФО в инфраструктуру за год едва превысили 150 млрд руб. — это в девять раз меньше того, что инвестирует в отрасль частный сектор, и в полтора раза меньше рассчитанной нами минимальной дополнительной потребности округа в инвестициях (около 230 млрд руб. на 2021 год). Кроме того, доля инфраструктуры не превышает 10% в госрасходах ДФО — такой же уровень у ряда других округов, однако его, на наш взгляд, недостаточно даже для поддержания текущего состояния основных фондов.
  • Инвестиции в основной капитал Дальнего Востока за счет всех источников в 2020 году составили 1,55 трлн руб. Он стал единственным округом, у которого траты упали даже в номинальном выражении — на 6,6% по сравнению с 2019 годом (с учетом инфляции падение достигло 12,6%). Но похоже, причина не только и не столько в пандемии коронавируса, сколько в жизненном цикле ряда масштабных проектов, прежде всего в нефтегазовой сфере. Так, в 2020 году в Якутии завершили строительство участка магистрального газопровода «Сила Сибири», из‑за чего в республике — в последние годы лидирующей по инфраструктурным вложениям — капитальные затраты в сопоставимых ценах упали сразу на 50%.
infraone.ru
infraone.ru
  • Несмотря на «коронакризис», с начала 2020 года дальневосточный рынок концессий и ГЧП заметно вырос: в полтора раза по количеству и в 2,5 раза — по объему инвестиций в проекты. По нашей оценке, всего на конец августа 2021 года на нем запущено почти 70 инициатив на 260 млрд руб. в сегменте от 100 млн руб. У макрорегиона есть все шансы и дальше поддерживать высокие темпы роста этого рынка. По нашей оценке, до конца 2021 года в ДФО могут подписать еще около десяти соглашений в этих форматах суммарно почти на 100 млрд руб., а всего в округе есть шансы на запуск у около 70 концессий и ГЧП на 0,5 трлн руб. Реализацию последних может дополнительно простимулировать новый инструмент поддержки концессий и ГЧП — инвестиционный акселератор.

Читайте полную pdf-версию обзора, а также другие аналитические материале на сайте infraone.ru. С основными выводами исследования про Дальний Восток можно ознакомиться на интернет-странице проекта.

В целом о том, в каком направлении будет меняться рынок инвестиций в отрасль, узнайте из специального проекта «Инфраструктура — 2025: вызовы и перспективы».