Найти тему

Малоизвестные советские асы: "героическая тысяча" боевых вылетов

Оглавление

Приветствуем читателей нашего канала! Сегодня мы вспомним имена малоизвестных советских летчиков-асов, которые совершали боевые вылеты, встречались с противниками в жаркой схватке, успешно штурмовали их позиции и героями возвращались обратно.

Советские летчики-асы. Люберцы, лето 1945 год.
Советские летчики-асы. Люберцы, лето 1945 год.

Война рождает героев. Имена одних знает каждый школьник, имена других редко упоминаются в историографии. Но каждый внёс свой вклад в исход войны. И те, кто остался в тени, заслуживают не меньшего уважения, вне зависимости от званий и наград. После того, как завершилась Великая Отечественная война и нацисты были разгромлены, наступило время подведения итогов: у всех на слуху были подвиги Александра Покрышкина и Ивана Кожедуба, однако, в их тени оказались лётчики, результативность вылетов которых, по разным данным, оставалась на высшем уровне.

Николай Дмитриевич Гулаев

«Даже среди далеко не ординарных лётчиков-истребителей фигура Н. Д. Гулаева выделяется своей колоритностью. Только он, человек беспримерной отваги, сумел провести 10 сверхрезультативных боёв, одну из своих побед одержал тараном. Его скромность на людях и в самооценке диссонировала с исключительной настойчивой, агрессивной манерой ведения воздушного боя, а честность и открытость он с мальчишеской непосредственностью пронёс через всю жизнь, до конца сохранив и некоторые юношеские предрассудки». Именно так начинается рассказ о Гулаеве в книге «Лучшие асы XX века».

Николай Дмитриевич Гулаев
Николай Дмитриевич Гулаев

Первую победу Николай Дмитриевич одержал, впервые в жизни взлетев в ночное небо, не имея на то ни допуска, ни приказа, но под вой воздушной тревоги и подбадривающие реплики механиков. Конечно, такое поведение не могло остаться безнаказанным, однако сбитый в ту ночь немецкий самолёт дал старт ещё одной яркой военной карьере.

Первые вылеты, казалось, давались Гулаеву очень просто. Здесь отметим, что успешная карьера лётчика есть не что иное, как результат упорного труда, таланта и везения. Вот и Гулаев, после краткого инструктажа, в первом же боевом вылете на новой для него «Аэрокобре», уничтожил сначала один немецкий самолёт, а следом и еще несколько. Для Гулаева это был звёздный, 1943 год. Он принимал участие в боях на Курской дуге, освобождал правобережную Украину. Николай Дмитриевич отличился в бою над рекой Прут, именно в этом сражении враг потерял 11 самолетов всего за 4 минуты, причем 5 вражеских машин сбил лично Гулаев.

Конечно, это не единственные бои, которые заслуживают внимания. Но знаете ли вы, что такое летать на «Аэрокобре»? Это американский истребитель, которым боялись управлять сами американцы, поэтому более половины машин было поставлено в СССР по ленд-лизу. На P-39 летали самые результативные асы: Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Александр Клубов, братья Дмитрий и Борис Глинки. Не имевшая аналогов «Аэрокобра» требовала самый профессиональный подход, ведь цена малейшей ошибки – штопор. В поздних моделях самолёта данную проблему практически решили, но угроза всё же оставалась. Опытный лётчик мог летать на «Аэрокобре» достаточно безопасно, но для новичков угроза крушения была высока.

Истребитель P-39 «Аэрокобра»
Истребитель P-39 «Аэрокобра»

Гулаев же не только успешно управлял этим самолётом, но и одержал на нём ряд побед. Сколько? Возможно, это один из самых обсуждаемых вопросов. Не в данном случае, а в целом. Дело в том, что не существовало единых принципов подсчёта побед, что в свою очередь породило огромное количество споров относительно того, кто же из асов на самом деле имеет лучшую статистику и уровень профессионализма. По официальным данным, Николай Дмитриевич совершил 250 боевых вылетов и провел 49 воздушных боев, в результате одержав 55 воздушных побед. В числе его наград: орден Ленина, медаль "Золотая звезда", звание Героя советского союза.

Алексей Михайлович Решетов

В боях демонстрировал выносливость и бесстрашие, за что и получил прозвище "сталинский дьявол". Принимал участие в Ростовской операции и Сталинградской битве. За время ведения военных действий, совершил более 800 боевых вылетов с проведением порядка 200 воздушных сражений. В "личном зачете" у Алексея Михайловича 25 сбитых самолета.

А. Решетов у самолета, подаренного ему колхозниками, 1944 год
А. Решетов у самолета, подаренного ему колхозниками, 1944 год

В карьере летчика-аса был случай, когда ему предстояло довести самолет до своей территории, однако при выполнении боевого задания Решетов при вынужденной посадке получил тяжёлое ранение лица, после чего был направлен в госпиталь. Долго отлеживаться Алексею Михайловичу не хотелось, поэтому он покинул санитарный поезд и вернулся в свой полк. На этом его карьера не прервалась, и Решетов отличился в крупных военных операциях, в числе которых Будапештская, Венская, Донбасская, Крымская и т.д.

Подсчет результативности летчиков-асов в то непростое время осуществлялся по приблизительным данным. И можно предположить, что со временем произойдет корректировка в сторону увеличения.

Спасибо за вашу активность на канале! Как вы считаете, почему с подсчетом результативности боевых вылетов возникали некоторые сложности?