Пока бургундцы занимались настоящей резней в Париже, англичане, не мешкая, обложили Руан со всех сторон. Напомню, что город был ключевым, и, если бы он пал, дорога на столицу была бы открыта. Так и не дождавшись помощи от короля и дофина, руанцы отправили гонца к герцогу Бургундскому, обещая ему полный вассалитет и отказ от послушания королю, если Жан Бесстрашный окажет городу помощь. Вот только, если мои читатели помнят, Бургундец сам обещал нечто подобное английскому королю, поэтому и с помощью не торопился. Да и английская шерсть в мастерских герцогства приятно радовала его кошелек.
Поэтому Жан Бесстрашный предпочел заняться Парижем. Торжественно въехав в город вместе с королевой, он милостиво простил всех убийц, подтвердив, что расправы творились "во благо страны". А затем принялся заманивать дофина в столицу. В его руках уже были безумный король и королева Изабелла, но, дофина с его страстью к оппозиции следовало жёстко контролировать.
Карл, несмотря на юность, прекрасно понимал, что к чему, поэтому от переезда в в Париж отказался наотрез. Тогда королева написала письмо Иоланде, требуя выслать дофина в Париж, однако получила ответ, смысл которого заключался в том, что "женщине, живущей с любовниками, ребёнок не нужен" и поэтому Карл в Париж не вернётся. А если Изабелла все же захочет его забрать, то "пусть попробует".
Однако Иоланда понимала, что мир внутри страны необходим, поэтому под влиянием будущей тещи Карл все же согласился на встречу и переговоры. Заручившись поддержкой Орлеанского дома, главным в котором до сих пор оставался Филипп Вертю, пока старший, младший и сводный братья томились в плену, дофин отправился в Божанси, где и стал дожидаться бургундцев.
Небольшое отступление от нашей истории - пара слов о Божанси. Чудесный средневековый городок, как, впрочем, многие на Луаре. Когда мы все вновь сможем спокойно путешествовать (а я верю, что такой момент обязательно настанет), обязательно загляните по возможности в Божанси, гарантирую, что полУчите большое удовольствие. 👍Ну а пока можно прогуляться по городку вместе со мной.😉
На встречу с Бургундцем от дофинистов (после гибели д'Арманьяка сторонники орлеанской партии стали называться дофинистами) отправился герцог Жан Бретонский. В результате мирный договор был предварительно заключён, однако с маленькой поправочкой: Карл должен был вернуться в Париж. В качестве демонстрации мирных намерений герцог Бургундский даже выпустил из Парижа Марию Анжуйскую, невесту дофина, и она смогла вернуться к родителям и жениху. Однако приехать в столицу дофин отказался наотрез и все нужно было начинать сначала.
Тем временем парижские бунтовщики, после амнистии решившие, что им все дозволено, дошли до того, что обвинили в пособничестве врагам самого герцога Бургундского. А поскольку ни эпидемия, ни голод с гибелью д'Арманьяка не закончились, толпа отправилась по тюрьмам добивать несчастных пленников, тех, кто пережил предыдущие погромы, считая их виновными во всех бедах.
Жан Бесстрашный, осознав, что бунт снова поднял голову и стал неуправляемым, воспользовавшись удобным моментом, послал своих людей тихо расправиться с главарями. Под покровом ночи всех предводителей тихо вытащили из дома и либо перевешали, либо перетопили в Сене. (Кстати, одним из главарей был парижский палач Капелюш, и Горожанин (автор известного Дневника парижского горожанина, описывающего эти события так сказать из "первых рук"), бывший свидетелем его казни, рассказывал, как Капелюш сам руководил собственной казнью, подсказывая помощнику, что делать.)
А что же наш герой, томящийся в плену? Братья, свято выполняя данное матери обещание, старались узнать что-то о его судьбе. Карл Орлеанский из английского плена не раз отправлял указания всячески поддерживать финансово сводного брата. Также он пытался хлопотать и об освобождении младшего родного брата, тоже Жана (Ангулемского), которого, как читатели помнят, пришлось отдать в заложники англичанам.
И вот, пока Жан Бесстрашный развлекался играми с парижскими мятежниками, руанцы в осажденном городе погибали от голода. Уже были съедены все лошади и собаки, и в самой последней надежде жители города отправили гонца к Бургундцу. Каким чудом посланец прошел все осадные рубежи англичан, никто не знает, но он все же добрался до Парижа и, добившись аудиенции у герцога, пригрозил, что если им все же придется сдаться англичанам, то у Франции не будет более злейшего врага, чем руанцы. Герцог выслушал, но занятый планами, как подчинить себе страну, так ничего и не предпринял. В конце января 1419 года, после почти полугодовой осады Руан открыл городские ворота англичанам...
Как развивались события дальше в этот очень сложный для Франции момент, я расскажу в следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. А ссылки на статьи, упоминавшиеся в рассказе, можно найти здесь:
Божанси. Средневековый городок с названием, похожим на глоток вина
Мушкетер XV века (часть 6) Как один брат Орлеанский пожертвовал другим