Найти тему
Другой человек

Если денег нет - делай бизнес срочно

Оглавление

Данная фраза уже должна звучать для вас немного знакомой - такую формулировку имеет одно из правил Джона Рокфеллера, которые мы разбирали в одной из прошлых статей. Дословно оно звучит так:

"Если денег мало - делай бизнес, если денег нет - делай бизнес срочно"
Джон Рокфеллер

В июне 2020 года я закончил университет и еще за пару месяцев до окончания столкнулся с рынком труда лицом к лицу не в самое лучшее его время - работу найти было практически невозможно, если ты еще молодой бакалавр, который только-только защитил свою выпускную работу. Ранее я писал, что пандемия сократила на треть мои доходы, а кредит, хоть мне и не надо было его платить в течение 6 месяцев, упорно копил свои проценты.

После неудачи с запуском кофейни на территории МГУ мы с партнером не оставляли затеи все-таки открыть свою первую точку. Именно в этот момент он сообщил мне, что от дедушки его маме достался музей в Рязанской области, которым его мама сейчас и занималась, а там был неплохой поток посетителей, и не было ни одной точки общественного питания в радиусе ближайших 3 километров. Там и решили открыть наше первое кафе-буфет. Формат заведения был даже ближе к буфету, поскольку кухни, как таковой, у нас там не было - мы ничего не готовили, а лишь торговали готовой продукцией, поставляемой нам с местного хлебобулочного завода.

Как открыть точку общепита за 1 месяц?

С местом все было понятно, поэтому мы сразу принялись планировать товарный список нашего заведения - от того, чем мы будем торговать, зависело, какое оборудование нам потребуется. Мы съездили на местный завод, получили прайс-лист с полным ассортиментом того, что завод готов к нам поставлять. Однако, завод, понятное дело, был готов сотрудничать лишь с юридическими лицами, для чего мы и открыли ИП, на которое вскоре и был зарегистрирован наш первый договор поставки. На все эти задачи у нас ушла неделя.

Наше кафе могло быть лишь летнего формата - сам музей работает в основном в теплое время года, поскольку почти вся его экспозиция находится на открытом воздухе. Следовательно, нам нужно было решить ряд проблем, связанных с природными условиями:

  1. Оборудование не может стоять под дождем - нужно изолировать его от возможного попадания воды
  2. Продукция должна храниться в правильных условиях - нужна система складирования
  3. Когда твое заведение находится на открытом воздухе, оно привлекает насекомых гораздо сильнее, нежели людей - нужно решить вопрос с насекомыми

Планировка и организация пространства

На организацию места мы потратили еще неделю, параллельно, заказав все необходимое оборудование. Музей нам выделил небольшой участок земли у входа на территорию, где раньше был просто перелесок. Мы спланировали наше заведение так, чтобы ни одно живое дерево не подлежало сносу - хвала богам, геометрически это было реализуемо. Для будущего кафе был вычищен подрост и насыпаны две тропинки от главного маршрута следования посетителей музея.

Основная погодная проблема - осадки

Нашей самой главной задачей было обезопасить оборудование и сотрудников от осадков. Поскольку кафе располагалось под открытым небом, самый дешевый и быстрый вариант - натянуть тент или поставить шатер. Шатер получался сильно дороже, отчего выбор пал на тент, но вот проблема - от ветра тент сильно колышется и есть риск пробить его о ветки деревьев. Мы рассчитали зону "воздушного пространства", которую нужно было полностью избавить от веток для обеспечения безопасности будущей "крыши" нашего кафе.

-2

Когда само место уже было готово, мы навесили тент над уже построенным "баром" (так мы назвали зону выдачи заказов и размещения холодильного и прочего оборудования). Здесь важно было учесть наиболее открытые зоны "бара", поэтому тент вешался не симметрично и под углом около 30% на высоте 3 метров с одной стороны и 5 метров с другой. Само расположение деревьев было невероятно удачным, что позволяло нам построить "крышу" именно так, как надо.

-3

Строительство "бара" и установка оборудования

Основную зону нашего кафе - зону выдачи заказов и хранения товаров - мы строили из дерева: брус, доски да фанера. Заранее мы хорошо продумали расположение основных "узлов" нашей системы, отчего потом работать в "баре" было очень удобно. Из оборудования нам понадобились холодильная витрина, холодильник для напитков, СВЧ-печь, бойлер для воды и кассовый аппарат. Разместить все необходимое нам удалось очень практично и эффективно, отчего сотрудник "бара" успевал обслуживать всех клиентов с достаточной скоростью.

Само оборудование было несложно найти в Москве с заказать через интернет. На всю электронику, а также столы и стулья для посетителей, мы потратили около 30 тысяч рублей.

-4

Закупка товара

Найти поставщика напитков тогда на скорую руку на месте нам так и не удалось, поэтому мы заказали все оптом в столице, а доставили на место уже своими силами, как и оборудование - одалживали у знакомых ГАЗ Соболь для этих целей... незабываемый опыт! На напитки вместе с запасом чая и кофе на сезон у нас ушло еще около 14 тысяч рублей.

А вот с поставщиком хлебобулочной продукции была более удобная схема - у нас был депозит на заводе на 40 тысяч рублей, из которого завод списывал средства по мере возникновения новых поставок товара на нашу точку.

Такими шустрыми темпами нам удалось открыться через месяц с копейками - в начале августа и зацепить полтора месяца активного сезона, за которые нам удалось отбить больше половины сложенных средств и набраться неплохого опыта розничной торговли.

Опыт ценнее всего

Несмотря на то, что наше кафе не успело окупиться до конца сезона, оно уверенно опережало прогнозы по окупаемости. Мы надеялись вернуть 100% инвестиций за целый сезон - 4 месяца (с середины мая по середину сентября), но поскольку университет мы закончили лишь под конец июня, то к хлопотам с открытием приступили позже и запустились лишь с августа. Но за полтора месяца работы кафе уже отбило 50% средств и это притом, что мы раньше никогда ничем подобным не занимались.

Это был наш первый опыт, когда наша бизнес-модель в сфере общественного питания успешно работала. И все "шишки" мы набили достаточно быстро, выработав наиболее эффективную стратегию. И очень важно было лично для меня еще и то, что я увидел, насколько слажено и эффективно мы с партнером работаем в команде, насколько четко делим обязанности - это очень ценно именно почувствовать!

Поддержите, пожалуйста, мой канал своей подпиской, так мне гораздо приятнее писать что-то новое, отмечайте качество материалов лайками или комментариями - был ли у вас какой-то опыт открытия своего дела успешного или не очень?