Кризисный 2020 год был критичным и для франчайзинга. Но франчайзинг в России продемонстрировал себя с наилучшей стороны. Согласно оценке, которую дает «Коммерсантъ», во время пандемии закрылось около 250 компаний, но при этом отрасль приобрела 400 новых франчайзинговых предложений.
Благодаря помощи франчайзеров, а также реальной возможности получения субсидий от государства, франшиза (как модель организации бизнеса) смогла доказать свою жизнеспособность.
Анализируем, какие отрасли франчайзинга пострадали, а какие – оказались наиболее жизнеспособными.
Самые большие потери были у бизнесов, которые попали под запрет ведения хозяйственной деятельности. Сюда относится сфера развлечений, рестораны, отели, туризм, сфера красоты. Интересно то, что многие предприятия смогли преодолеть кризис и выйти на допандемийный уровень благодаря лояльности клиентов и отложенному спросу.
Пострадали те, кто работал в формате офлайн и не смог переориентироваться на онлайн. Тяжело пришлось детским развивающим центрам, предлагающим обучение только «вживую», спортивным клубам, парикмахерским.
С начала пандемии на основании запросов в поисковых системах образовался термин «антикризисная франшиза». В условиях кризиса предприниматели всегда присматриваются к проверенным и надежным моделям ведения бизнеса. Этим можно объяснить интерес к отрасли франчайзинга. Какие же франшизы зарекомендовали себя как антикризисные?
Хорошо показали себя франшизы формата «take away». Спрос на еду не становится меньше, наблюдается тенденция на уменьшение среднего чека и укрепление позиций тех, кто наладил сильную доставку. Так что рестораны, работающие в формате «take away», наилучшим образом попадают в сиюминутную потребность клиента. Сегмент общественного питания и в допандемийное время пользовался популярностью (по данным Российской Ассоциации Франчайзинга он всегда составлял около четверти предложений). Можно с уверенностью сказать, что спрос на услуги предприятий общественного питания и далее будет стабильным.
Наибольший прирост демонстрируют франшизы в сфере инфо-продуктов и IT: онлайн-курсы, консалтинг, it-услуги и технологии. Дистанционное обучение завоевало большое количество поклонников в момент введения ограничений. Логично, что бизнесы быстро подстроились под тренд и перевели часть услуг в онлайн, а некоторые полностью перепрофилировались и стали оказывать исключительно услуги в дистанционном формате. Изоляция простимулировала людей попробовать онлайн-обучение. Многим это понравилось, поэтому мы будем продолжать наблюдать спрос на франшизы в сфере онлайн-образования. Модель франчайзинга для продуктов в сегменте IT можно назвать нетрадиционной. Ранее у IT не было потребности привлекать франчайзи для масштабирования бизнеса, но новая реальность заставляет смотреть на процессы иначе. Развитие IT предприятий по франшизе позволяет обеспечивать бизнесу большее покрытие и укрепить позиции на рынке.
Продолжает развиваться франчайзинг в финансово-экономическом сегменте. Сюда относятся услуги в сфере бухгалтерии, экономики, финансов, инвестиций.
Некоторое оживление отмечается на рынке внутреннего туризма. Не имея возможности выезжать за границу, российские туристы обратили внимание на предложения внутри страны. Франшизы хостелов и недорогих отелей, эко-парков, квестов, проката оборудования для путешествий все чаще стали появляться во франчайзинговых каталогах.
Растет интерес к сервисам доставки. Причем согласно исследованию «Data Insight», 90% жителей нашей страны предпочитают бесконтактную доставку курьерской. Постаматы и пункты выдачи заказов стали популярны благодаря удобству расположения (большое количество пунктов выдачи) и графику (заказ можно забрать в удобное время и не зависеть от интервалов доставки покупки, которую предлагает курьерская служба).
Если рассматривать предложения с более значительными инвестициями, то еще в самом начале пандемии увеличился спрос на франшизы продуктовых магазинов в шаговой доступности.
Другой самый настоящий бум произошел в сегменте медицинских франшиз. В данный момент эта область (лабораторные службы, медицинские центры) все еще не демонстрирует стагнацию. Спрос на услуги по-прежнему высок. До конца эпидемии эти сферы продолжат быть интересными для инвестирования.
За время кризиса произошла невольная санация рынка. Ушли слабые игроки, а также те, кто не смог перестроить бизнес под новую реальность. Сегодня среди франчайзеров намечается тенденция на предоставление более гибких условий сотрудничества. Кто-то снижает размер паушального взноса, кто-то предоставляет каникулы по выплате роялти. Владельцы бизнеса демонстрируют лояльность к своим франчайзи, предлагая специальные мотивационные программы (стимулируя действующих партнеров становиться мультионерами). Или предоставляя более либеральные условия для новичков – так, франчайзеры стали брать на себя значительную часть работы по подготовке бизнеса к запуску: проводить анализ геолокации будущей точки, готовить помещение и предоставлять дополнительную помощь на этапе открытия бизнеса.
Когда начинать свое дело по франшизе – решать Вам. Важно знать и помнить, что кризис подчас – лучшее время для старта.