Ижевск - 20ый по населению город России. Он не крупнейший, но и далеко не маленький, учитывая, что у нас в стране только субъектов 85, а каждого как минимум есть своя столица. Так вот, столица Удмуртии находится в трендах современного транспорта, на этот раз взялись за автобус.
В Ижевске есть трамваи, троллейбусы, ну и автобусы, чуть-чуть маршрутки. Автобусов на ходу - 313*, трамваев 158, а троллейбусов 206.
* транспорт основного перевозчика города - это предприятие ИПОПАТ (Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта) в его парке только полноценные автобусы, для перевозки пассажиров не используют микроавтобусы. Преобладают МАЗ-103.486 и НефАЗ-5299-20-32.
Если смотреть ижевский городской транспорт в разрезе количества маршрутов, то картина такая:
- трамваи - 11 маршрутов;
- троллейбусов - 8 маршрутов;
- автобусов - 36 маршрутов (26 у ИПОПАТ).
Автобус без кондуктора
Когда-то в конце 90-ых - начале 2000-ых на смену системы компостирования билета пришли бравые кондуктора. Теперь же на смену требовательным кондукторам приходят более современные, новые для города виды контроля билетов. Делается всё это с определенной логикой, под "определенным соусом", но вопросы имеют место быть.
По официальной версии основной причиной изменения системы контроля является нехватка кондукторов. Хотя, понятно, что в капиталистическую эпоху без экономического фактора здесь не обошлось.
Ну и ещё момент, что такие изменения почему-то коснулись лишь автобусного хозяйства, а троллейбусы и трамваи - нет. Казалось бы сфера деятельности одна, рынок труда тот же.
Ольга Шкуратова
пресс-служба ИПОПАТ
Действительно, ИПОПАТ начал тестировать систему бескондукторного обслуживания пассажиров. Автобус без кондуктора – это общепринятая практика. В городах федерального значения, а также в Калининграде, Хабаровске, Перми, Нижнем Новгороде отказываются от сотрудника в салоне.
Эксперимент по переходу на новую современную систему оплаты проезда у нас затронул не все маршруты, а только с низкой или средней загруженностью. На линию только с водителем запустили автобусы маршрутов № 9, 26, 2, 7, 15, 16, 23, 31, 34, 41, 56.
Начиная с весны и к середине лета 2021 года 11 автобусных маршрутов Ижевска стали курсировать без кондуктора с соответствующей табличкой "Автобус без кондуктора". Данная современная система оплаты проезда предполагает вход и выход только через переднюю дверь, а проезд оплачивается при входе у водителя, в кабине которого установлен терминал.
Минусы очевидные:
- кратно, категорически увеличивается время посадки пассажиров - следовательно и общее время в пути;
- появляется дополнительная нагрузка на водителя с нехарактерной деятельностью, что влияет на его внимательность и утомляемость;
- значительно ухудшаются условия посадки и высадки из салона пассажиров из-за не самой удобной конструкции входа передней двери.
Наверное, можно что-то дополнить ещё, но основное в этом! Также ещё дополню фактор такого своеобразного унижения водителя из-за занятий менее квалифицированным трудом. Не нанимались они кассирами!
Из плюсов один:
- экономим на кондукторах! Хотя тут ещё считать надо, потому что водитель должен получать надбавки за дополнительную работу, а также идёт увеличение расхода топлива в моменте обилечивания.
Вывод такой: портят восприятие транспортной системы, делают её менее привлекательной и удобной. Народ, буквально, таки пересаживают на авто. Думаю, что и водители активнее бегут из таких условий работы.
Справедливости ради отмечу, такие новшества затронули рейсы автобусов только с низкой или средней загруженностью. Рейсы, на которых пассажиропоток более плотный, работают в прежнем режиме. Также в часы-пик иногда автобус оснащают кондуктором.
Хотя надо понимать, что список "Автобусов без кондукторов" постоянно растёт. Вот в июне 2022 года он пополнился достаточно наполненным автобусом №11.
Народное возмущение
Естественно, в Ижевске поднялась волна недовольства от жителей после появления данной системы. Говорились все те очевидные проблемы, которые я указывал выше. Кроме того, народ акцентировались на вопросе - как в таких условиях в салон должны попадать мамы с колясками или пассажиры с ограниченными возможностями.
Кстати, транспортная администрация рекомендует горожанам для сокращения времени посадки и высадки заранее готовить карты и наличные для оплаты.
В октябре 2021 случилась эволюция, когда изменились правила пользования маршрутами № 26 и 79. В данных автобусах без кондукторов экспериментально разрешили высадку через среднюю дверь. Также разрешили входить через среднюю дверь могут люди с детскими колясками, а также инвалиды-колясочники с дальнейшей оплатой проезда.
Понятно, что и без их указиловок нормальные водители сами разруливали данную проблематику.
Вот такое развитие транспорта в столице Удмуртии! Это в 2022 году, когда, вроде бы, все оптимальные практики оплаты в транспорте известны.
Да, в 2022 году 8 и 79 автобусы Ижевска начали оснащать валидаторами, но и тут без веселья не обошлось. Продолжение следует в следующей части ...