В конце 90-х моя старшая дочь закончила школу с золотой медалью.
На тот момент не было никого счастливее нас с мужем, наша гордость за дочь зашкаливала.
И, только спустя много лет, я осознала, что медаль то по большей части моя. Если бы не я со своими намеченными планами и целями, то скорее всего и не было бы этой золотой медали, которую дочь получила за отличную успеваемость.
К слову, она была круглой отличницей с 1-го класса и до окончания школы.
До восьмого класса учёба шла легко, без какого-то особого участия с нашей стороны. Но в старших классах с моей стороны уже оказывалось определённое давление.
Уклон был на то, чтобы ребёнок обязательно закончил школу с отличием и другой вариант даже не обсуждается. С моей стороны, признаюсь, был постоянный пресс и контроль.
А вот папа, напротив, говорил, что ни к чему эта медаль, всё равно замуж выйдет и будет детей рожать и воспитывать, как и все их женщины в Южной Осетии, он сам осетин, я - русская, но жили мы в России после свадьбы.
Но у меня на этот счёт было своё мнение.
Передо мной стояла другая цель-получить из своего чада отличницу и дальше идти по "протоптанному пути"-золотая медаль, престижный вуз, блестящая карьера.
Моя дочь не просто отличница, а очень старательная отличница. Чтобы зарабатывать одни пятёрки, ей надо было кропотливо учиться, иногда даже зубрить.
Она понимала мою одержимость идеей получить из неё отличницу и уже поневоле боялась даже не самих плохих оценок, а мою реакцию. Мотивация страха перед моим разочарованием заставляла её усердно учиться.
Сейчас, спустя столько лет, когда уже сама дочь-мама, я пришла к выводу: если ребёнок жаждет сам учиться на пятёрки и ему это даётся без особых усилий, браво, пусть учится в своё удовольствие.
Если же ему это в тягость-отстаньте от него, пусть ребёнок учится в меру своих возможностей.
Учиться нужно не заставлять, а мотивировать.
Пусть лучше ребёнок будет не отличником по принуждению, без пятёрок, но зато мыслящим и всесторонне-образованным человеком.
Для среднего ученика отличная оценка-это то, к чему он стремится, но его родители радуются и четвёрке. Для отличника же пятёрка-это норма, а получение более низкой оценки-очередное порицание в семье.
Получается такой парадокс: ребёнка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.
Постоянные умственные нагрузки приводят к эмоциональному истощению и нервным срывам, дети с синдромом отличника очень требовательны к себе и очень тяжело переносят неудачи.
У дочери не хватало времени даже для обычного общения с друзьями.
Когда одноклассники шли в кафе отмечать чей-то день рождения, дочери приходилось просиживать в библиотеке, в читальном зале, чтобы подготовить материал для реферата, который должен быть готов к следующему дню. Самую ответственную работу всегда поручали ей, потому что учителя всегда были уверены, что она не подведёт.
Даже к внеклассному чтению дочь относилась очень ответственно, перечитывая за лето всё заданное по списку, зная, что будут спрашивать именно её, как и всегда, когда другие дети даже не открыли ни одной книги за лето.
Да, и как потом выяснилось, золотая медаль не даёт ощутимых преимуществ.
Дочь, конечно, получила два высших образования-филологическое и финансовое, всё, как и хотели, но, если бы можно было вернуть школьные годы дочери назад, я бы делала акцент не на пятёрки дочери по всем предметам, а уклон на тот же, к примеру, английский язык, чтобы у неё было меньше трудностей с ним в универе.
Чтобы быть успешным и счастливым, не обязательно иметь медаль и красный диплом, гораздо важнее, что у ребёнка в голове, на душе и в сердце. Пробиваться по жизни ему будут помогать его самооценка и личностные качества.
Как вы думаете, нужно ли быть отличником и даёт ли этот статус какие-то преимущества?