Найти тему

Тимбилдинг – это утраченное наследие – педагогика А.С. Макаренко

Оглавление

Многие не подозревают, что принципы управления, сейчас имеющие иностранные названия – «тимбилдинг» (создание команды), «коллаборация» (сотрудничество) и т.п., – были разработаны почти сто лет назад Антоном Семеновичем Макаренко.

В основе педагогики лежали знания

Антон Макаренко родился 13 марта 1888 года в семье железнодорожного рабочего. Родители приучали детей к чтению, и маленький Антон прочитал все книги, которые были в доме, и журналы, которые выписывал отец. Окончив Полтавский учительский институт, 27-летний Антон окончательно определился с призванием: стать учителем. Из наук его больше всего интересовала история, но он прочел все книги, которые смог найти, по педагогике, психологии и философии. На их основе формировалась педагогика Макаренко.

В 1920 году Антона Семеновича направили руководить колонией для несовершеннолетних, расположенной под Полтавой.

Колония имени Максима Горького

Макаренко начал работу с создания команды воспитателей. Не все педагоги соглашались ехать в колонию: приехали только те, кто был предан своему делу и не боялся сложностей.

Труднее было с колонистами: объединить вчерашних беспризорников в единую команду казалось невозможным. Антон Семенович сделал ставку на лидеров, к которым тянулись воспитанники: ярких лидеров он назначил командирами. Командиры стояли во главе отрядов; высшим органом колонии был совет командиров: он принимал решения по всем важным делам, включая исключение из колонии. Колонистов объединял общий труд по благоустройству колонии и на сельскохозяйственных работах – от результатов их труда зависело благосостояние колонии, поэтому бездельников они не терпели.

Каждый день подкидывал новые проблемы. Макаренко не раз приходилось использовать «метод взрыва», когда применялись нестандартные меры воспитания, основанные на доверии. Вчерашним ворам доверял деньги; в ответ на кражи личных вещей в шкафчиках, он отдал распоряжение снять все замки со шкафчиков – и кражи прекратились. Не желающим жить в колонии, он спокойно говорил: «Уходи». Воспитанник уходил – а через несколько дней со слезами просил принять его обратно в колонию, где с ним поступали по справедливости.

-2

Трудности у Макаренко были не только с колонистами: чиновники критиковали его за «несоветские» методы работы и за армейские порядки в колонии (командиры, отряды, построение, марши и т.п.).

Но налицо были успехи: колонисты стали единой командой; после колонии они стремились получить образование, а не вернуться к прежней жизни. Когда Макаренко назначили руководителем куряжской колонии близ Харькова, колонисты решили перейти на новое место вместе с ним, оставив ухоженные помещения, возделанные ими поля и построенные ими хозяйственные помещения.

Куряжская колония, загаженная и обокраденная, была хуже притона. За два года она стала образцовой. Изменилась и семейная жизнь Антона Семеновича: он женился на Галине Стахиевне Салько, тоже педагоге.

Следующее место работы Макаренко – трудовая коммуна имени Дзержинского, которая под его руководством превратилась в крупное производство.

В 1935 году А.С. Макаренко вызвали в Москву на административную работу. Он работал, писал книги, но сердечный приступ оборвал его жизнь в 1939 году. Ему был 51 год.

ЮНЕСКО признала Макаренко одним из четырех лучших педагогов столетия. Его книги переведены на 50 языков, его принципы воспитания применяют во многих странах. Только зачастую в других странах не знают, что это педагогика Макаренко.

Специально для Бюро переводов СВАН

Читайте также: Важность корректуры и редактуры