Найти тему

Как войну изображали на древних монетах

Войны появились намного раньше монет. В истории человечества война поглощала ресурсы, энергию и творчество. Одно из самых ранних изображений войны в искусстве - «Палетка сражения», резная доска из додинастического Египта, датированная IV тысячелетием до нашей эры. На нем изображены последствия сражения: лев и стервятники лакомятся мертвыми, а связанных пленников уводят. В раннем египетском, месопотамском и греческом искусстве война занимает видное место.

Изображены тела людей, которых терзают хищники. двое голых связанных мужчин, руки которых привязаны к топорам с восседающим на них соколом. Рядом с ними изображен примитивный иероглиф, обозначающие «мужчина-пленник». Экспонат Британского музея. Автор: Einsamer Schütze, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
Изображены тела людей, которых терзают хищники. двое голых связанных мужчин, руки которых привязаны к топорам с восседающим на них соколом. Рядом с ними изображен примитивный иероглиф, обозначающие «мужчина-пленник». Экспонат Британского музея. Автор: Einsamer Schütze, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons

Одно из объяснений почему появилась чеканка состоит в том, что монеты - удобный и компактный способ оплаты наемников. Но изображения войны не часто встречаются на монетах, и когда они появляются, то отражают три основные темы:

  • Приукрашенное изображение боя. Ужас, кровь, грязь и жестокость уходят на второй план, преобладают благородные, героические и торжествующие образы.
  • Особое внимание уделяется оружию и способам ведения боя знатными людьми. Очень распространенный сюжет - всадники стреляют копьями в пеших воинов.
  • Монеты рассказывают военную историю. В мире, где большинство людей были неграмотными, изображения знаменитых людей или событий были своего рода официальной пропагандой.

Образ войны в древности был иным, чем у нас

Образы войны в греческой скульптуре, вазах и монетах «продезинфицированы». Художники стремились передать атлетическое изящество и мастерство воинов, а не мрачную механику убийства. Некоторые из самых ранних изображений воинов на монетах встречаются на статерах Кизика в VI веке до нашей эры. На одном из типов обнаженный воин-лучник, стоящий на коленях, держит стрелу и лук.

Монета Кизика.  VI век до нашей эры.  Источник: ArchaiOptix, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
Монета Кизика. VI век до нашей эры. Источник: ArchaiOptix, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons

Классическим греческим боевым порядком была фаланга. Пехотинцы, называемые гоплитами, стояли плечом к плечу с большими круглыми щитами и трехметровыми копьями. Столкновение двух фаланг было смертельным: строй, который сломался первым, нес большие потери и считался проигравшей стороной. Битва фаланг относится примерно к тому же времени, что и чеканка монет. Она доминировала в древних средиземноморских войнах, пока римский легион не пришел ему на смену в конце II века до нашей эры.

Артемида в квадриге и гоплит на аверсе. Монета Херсонеса Таврического, 350-300 гг. до н.э. Источник: Classical Numismatic Group, Inc. http://www.cngcoins.com, CC BY-SA 3.0 <http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/>, via Wikimedia Commons
Артемида в квадриге и гоплит на аверсе. Монета Херсонеса Таврического, 350-300 гг. до н.э. Источник: Classical Numismatic Group, Inc. http://www.cngcoins.com, CC BY-SA 3.0 <http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/>, via Wikimedia Commons

Благородные всадники

Аристократы, которые могли позволить себе содержать лошадь, сражались как кавалерия, а не как гоплиты. Изображение всадника, пронзающего пехотинца, впервые появляется на классической серебряной дидрахме греческого города Гела на Сицилии в V веке до нашей эры. Искусство чеканки достигло высокого уровня, и соперничающие города Сицилии создавали самые яркие и элегантные изображения.

Серебряная дидрахма. Гела. ок. 480 г. до н.э. Источник: ArchaiOptix, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
Серебряная дидрахма. Гела. ок. 480 г. до н.э. Источник: ArchaiOptix, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons

Серебряная тетрадрахма из Пеонии в IV веке до нашей эры показывает сильную варварскую версию этой сцены. Жители полиса были негреческим племенем на Балканах, которые служили разведчиками в легкой кавалерии Александра Македонского.

Около 335–315 гг. до н. э. Серебряная тетрадрахма. Голова Аполлона справа / Воин на коне, стоящий справа, колет копьем  врага внизу, который защищается щитом на левой руке. Источник: Classical Numismatic Group, Inc. http://www.cngcoins.com, CC BY-SA 2.5 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5>, via Wikimedia Commons
Около 335–315 гг. до н. э. Серебряная тетрадрахма. Голова Аполлона справа / Воин на коне, стоящий справа, колет копьем врага внизу, который защищается щитом на левой руке. Источник: Classical Numismatic Group, Inc. http://www.cngcoins.com, CC BY-SA 2.5 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5>, via Wikimedia Commons

Военная история на монетах

Монеты рассказывали военные истории. Прекрасным примером является денарий Луция Гостилия Сасерны, чиновника монетного двора в 48 году до нашей эры. Мы мало знаем о нем, но двое его братьев Публий и Гай были воинами в армии Юлия Цезаря. Монета посвящена победам Цезаря над галлами. На аверсе изображен портрет галльского воина, возможно, Верцингеторикса, который возглавил восстание против римлян. На реверсе изображена необычно детализированная галльская военная колесница с двумя конями, с возницей и воином, вооруженным копьем.

 Римский монетный двор. Справа голова галльского пленника (Верцингеторикса?) , с распущенными назад волосами, длинной острой бородой и цепью на шее; Галльский щит сзади / Два воина в галопе на большой скорости: один едет, держит кнут в правой руке и поводья в левой, а другой смотрит назад, держит щит в левой руке и размахивает копьем в правой;Источник: Classical Numismatic Group, Inc. http://www.cngcoins.com, CC BY-SA 2.5 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5>, via Wikimedia Commons
Римский монетный двор. Справа голова галльского пленника (Верцингеторикса?) , с распущенными назад волосами, длинной острой бородой и цепью на шее; Галльский щит сзади / Два воина в галопе на большой скорости: один едет, держит кнут в правой руке и поводья в левой, а другой смотрит назад, держит щит в левой руке и размахивает копьем в правой;Источник: Classical Numismatic Group, Inc. http://www.cngcoins.com, CC BY-SA 2.5 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5>, via Wikimedia Commons

Древние люди не были пацифистами. Чтобы выжить, нужно было воевать, поэтому война считалась почетным занятием, воины, оружие и военные сюжеты часто появляются на древних монетах.