Войны появились намного раньше монет. В истории человечества война поглощала ресурсы, энергию и творчество. Одно из самых ранних изображений войны в искусстве - «Палетка сражения», резная доска из додинастического Египта, датированная IV тысячелетием до нашей эры. На нем изображены последствия сражения: лев и стервятники лакомятся мертвыми, а связанных пленников уводят. В раннем египетском, месопотамском и греческом искусстве война занимает видное место.
Одно из объяснений почему появилась чеканка состоит в том, что монеты - удобный и компактный способ оплаты наемников. Но изображения войны не часто встречаются на монетах, и когда они появляются, то отражают три основные темы:
- Приукрашенное изображение боя. Ужас, кровь, грязь и жестокость уходят на второй план, преобладают благородные, героические и торжествующие образы.
- Особое внимание уделяется оружию и способам ведения боя знатными людьми. Очень распространенный сюжет - всадники стреляют копьями в пеших воинов.
- Монеты рассказывают военную историю. В мире, где большинство людей были неграмотными, изображения знаменитых людей или событий были своего рода официальной пропагандой.
Образ войны в древности был иным, чем у нас
Образы войны в греческой скульптуре, вазах и монетах «продезинфицированы». Художники стремились передать атлетическое изящество и мастерство воинов, а не мрачную механику убийства. Некоторые из самых ранних изображений воинов на монетах встречаются на статерах Кизика в VI веке до нашей эры. На одном из типов обнаженный воин-лучник, стоящий на коленях, держит стрелу и лук.
Классическим греческим боевым порядком была фаланга. Пехотинцы, называемые гоплитами, стояли плечом к плечу с большими круглыми щитами и трехметровыми копьями. Столкновение двух фаланг было смертельным: строй, который сломался первым, нес большие потери и считался проигравшей стороной. Битва фаланг относится примерно к тому же времени, что и чеканка монет. Она доминировала в древних средиземноморских войнах, пока римский легион не пришел ему на смену в конце II века до нашей эры.
Благородные всадники
Аристократы, которые могли позволить себе содержать лошадь, сражались как кавалерия, а не как гоплиты. Изображение всадника, пронзающего пехотинца, впервые появляется на классической серебряной дидрахме греческого города Гела на Сицилии в V веке до нашей эры. Искусство чеканки достигло высокого уровня, и соперничающие города Сицилии создавали самые яркие и элегантные изображения.
Серебряная тетрадрахма из Пеонии в IV веке до нашей эры показывает сильную варварскую версию этой сцены. Жители полиса были негреческим племенем на Балканах, которые служили разведчиками в легкой кавалерии Александра Македонского.
Военная история на монетах
Монеты рассказывали военные истории. Прекрасным примером является денарий Луция Гостилия Сасерны, чиновника монетного двора в 48 году до нашей эры. Мы мало знаем о нем, но двое его братьев Публий и Гай были воинами в армии Юлия Цезаря. Монета посвящена победам Цезаря над галлами. На аверсе изображен портрет галльского воина, возможно, Верцингеторикса, который возглавил восстание против римлян. На реверсе изображена необычно детализированная галльская военная колесница с двумя конями, с возницей и воином, вооруженным копьем.
Древние люди не были пацифистами. Чтобы выжить, нужно было воевать, поэтому война считалась почетным занятием, воины, оружие и военные сюжеты часто появляются на древних монетах.