Иногда по сюжету фильма нужно снять какую-то сцену под водой. Но реальная подводная съемка – это довольно затратное и небезопасное предприятие, поэтому кинематографисты с первых дней кинематографа активно изыскивали способ имитировать подводную съемку в обычном павильоне.
В самом начале кинематографа у кинематографистов не всегда получалось делать это хоть сколько-нибудь убедительно. Например, в фильме «Трагедия на дне морском» (1901) Фердинанда Зекки хорошо видно, что картину снимали на улице в солнечный день, что мало подходит для подводного антуража.
А вот в фильме «Багдадский вор» 1926 года с участием Дугласа Фэрбанкса подводные сцены снимали в слоумо через марлю.
Здесь также интересно создание подводной пыли, видимо, с помощью муки или очень мелкого песка.
Однако, сегодня все делается на компьютере, поэтому можно просто снять все, что нужно в хромакейном павильоне, как это сделал, например, Маттео Гарроне в своих «Страшных сказках». Он подвесил актера на тросы, чтобы тот в нужный момент «отлетел» от дракона, но вся подводная среда была создана в компьютерной графике: мутная вода, кровь дракона, поднятый со дна песок. Съемка также велась в слоумо.
Это на сегодня – самый распространенный метод съемки подводных сцен. Например, в картине «Аквамен» волосы актеров были плотно заколоты, а в фильме они созданы с помощью CG симуляции.
Сквозь аквариум!
Впрочем, есть еще пара промежуточных способов. Тем более, что мы говорим о докомпьютерной эре! Тогда нарисовать муть в воде было невозможно, ее приходилось воссоздавать при съемке.
Например, если поставить межу камерой и объектом настоящий аквариум с рыбами, зрителю будет казаться, что персонаж находится в воде. Этот метод был придуман еще Жоржем Мельесом в 1904 году. И потом он даже нарисовал схему съемки.
Аквариумом пользовались практически до начала компьютерной эры, как в Голливуде, так и в Советском Союзе. С помощью этого приема студия Дисней делала отдельные сцены в картине «20 000 лье под водой» (1954) (хотя у них там в основном реальные подводные кадры). У нас такие кадры есть в фильме «Человек-амфибия» (1961) (хотя основные съемки тоже проходили под водой) и «Планета бурь» (1961).
С помощью аквариума можно было снять и плавающие в воде частицы водорослей, и другие детали – это выглядело очень убедительно. Кстати, аквариум – единственный способ воссоздать плавающие в воде пузырьки воздуха. Их отсутствие на экране легко выдает технологию dry-for-wet в подобных съемках. Но если задачи показать пузырьки нет, то можно обойтись и без аквариума!
Но здесь очень важно еще несколько составляющих: среда, декорации, освещение.
Среду, то есть, толщу воды создают с помощью плотной завесы дыма, ровно распределенной по всему помещению. На таких съемках нужно внимательно следить за плотностью дыма, чтобы она не менялась слишком быстро, иначе это выдает отсутствие воды, особенно, если это съемка моделей, которая ведется покадрово. Слишком быстрое изменение плотности дыма создаст его «моргание» в кадре и разрушит иллюзию.
Декорации – важно аккуратно воссоздать все «содержимое» подводного пейзажа: скалы, камни, песок на дне и растительность. Все это должно быть окрашено в соответствующий цвет и иметь убедительную фактуру.
Освещение – это одно из ключевых составляющих. Свет преломляется в воде особым образом. Например, если действие происходит не так далеко от поверхности водоема, то под водой будут видны характерные для этой среды блики. Воссоздание этих бликов – отдельная история. Самое простое – это пронести между камерой и объективом волнистое стекло. Будет немного не то, но если эстетика фильма «переживет» такую условность, то этим можно воспользоваться. Например, если идет съемка сказки, или действие сцены разворачивается во сне главного героя.
Сегодня есть и специальные осветительные установки, которые умеют имитировать каустику подводного освещения. Однако, они делают это слишком регулярно и шаблонно, и искусственность такого освещения сразу видна невооруженным глазом. Наверняка есть установки, которые поддаются программированию, в них можно внести некоторую хаотичную последовательность изменения движения лучей. Это будет убедительнее. Именно так снимали, например, первую и последнюю сцены в фильме «Форма воды» (2017). Операторская группа создала специальное осветительное устройство, которое имитировало каустику подводного освещения.
Также важна и скорость съемки. Выбор этой скорости зависит от задач. Если в кадре актриса с распущенными волосами, то скорость съемки выбирается высокая – до 1000 кадров в секунду. Тогда, используя вентилятор, можно создать иллюзию того, что ее волосы плавают в воде. Но чаще используют скорость от 60 до 400 кадров в секунду.
Но еще убедительнее другой способ – использовать настоящую поверхность воды, а отсветы от нее направлять на декорацию, скажем, с помощью зеркала. Тогда движения лучей будут абсолютно убедительными. Либо светить на декорацию сквозь тот же аквариум.
Именно так были сняты кадры в заполненной водой карете в фильме «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» (2018). Сцена была снята со скоростью 48 кадров в секунду, а между осветительным прибором и актерами поместили несколько прозрачных плоских емкостей с водой и поляризационный фильтр для сглаживания бликов. Остальные элементы: пузыри и мелкая пыль в воде были добавлены уже с помощью компьютера.
Съемка макетов
Технологию dry-for-wet активно используют для съемок масштабных моделей/макетов подводных лодок и экшена с их участием, например, в военных фильмах.
Макет для одной из сцен фильма «Бездна» (1989). Часто такие макеты ставят на сторону и снимают горизонтально, что облегчает установку освещения и движение камеры.
Такие сцены есть в фильмах «Бездна», «Охота за «Красным октябрем» (1990), «Левиафан» (1989), «Багровый прилив» (1995), «Перл-Харбор» (2001) и многих других.
В «Охоте за «Красным октябрем» дело осложнялось тем, что в кадре должно было появиться несколько подлодок, а зрители должны были увидеть их маневры относительно друг друга. И это все, напомню, без какой-либо компьютерной графики. То есть, кинематографистам также пришлось изыскивать способ спрятать двигающиеся установки, поддерживающие огромные модели.
Специально для фильма была придумана особая подвесная система, в которой к каждой точке крепления тросов крепилось три троса, идущих от треугольной подвески. Четыре точки крепления по три троса в каждой. Тросы были сильно натянуты, что позволяло управлять наклоном модели, исключая ее качание. Если бы хоть один трос провисал, модель бы качалась, и это разрушило бы иллюзию. Тросы были закреплены не на поверхности модели, а внутри нее, они проходили сквозь крошечные отверстия в ее «броне». Потому что иначе крепления были бы видны на экране.
Модели снимают покадрово с использованием системы моушн контроля. Дополнительно в кадры с помощью оптической печати могут вставить другие плавающие в воде элементы. Однако, скорее всего, при большом размере субмарины мелкую «пыль» в море будет не видно.
В фильме «Охота за «Красным октябрем» на этапе постпродакшна в кадр были вставлены также дисторсии воды и следы позади подлодок, чтобы завершить иллюзию подводной съемки. Тогда компьютерных мощностей хватило только на эти дополнительные эффекты. Полностью нарисовать подводные сцены в CG тогда еще не могли.
Вы ошибаетесь, если думаете, что это – устаревший метод. Им прекрасно пользуются и сегодня. Например, у создателей фильма «Подлодка U-235» не было денег на компьютерную графику, поэтому они снимали свои подводные сцены с макетом лодки именно так, и совсем недавно – в 2019 году. Сейчас фильм доступен к просмотру в наших онлайн кинотеатрах, и вы можете сами оценить, как выглядят эти сцены.
#VFX #VFXhistory #визуальные эффекты #спецэффекты #история спецэффектов