Найти тему
Академия ТеДо

Что такое цифровизация бизнеса и с чего ее начать в вашей компании? Опыт экспертов PwC

“Нам сказали, что надо цифровизировать бизнес, а что это ⎯ не объяснили”. Эту фразу часто слышат консультанты PwC от клиентов. И действительно, мало компаний в России имеют четкое представление, что входит в цифровизацию бизнеса и как ее внедрять.

Понимание самого термина является отправной точкой на пути цифровой трансформации. Давайте разбираться, какие же первые шаги стоит предпринять компании для старта цифровизации и что же включает этот термин.

Шаг 1. Разберитесь, что включает в себя цифровизация бизнеса

Наиболее частое понятие цифровой трансформации, которое встречается у клиентов PwC ⎯ это внедрение технологий, повышающих эффективность каждодневной работы (например, нового программного обеспечения). Для кого-то это понятие означает инновации, потому как в компании есть стратегия на создание цифровых продуктов. У некоторых компаний цифровизация связана с работой продуктовых команд для создания новых продуктов и услуг. И все эти компании близки к истине.

Цифровизация бизнеса ⎯ это и внедрение программных продуктов для интеллектуальной автоматизации процессов, и инструменты управления командой в новой реальности, и методологии создания новых продуктов, и технологии повышения эффективности бизнеса.

Шаг 2. Проанализируйте проекты и процессы, которые подходят под цифровизацию

Не стоит пытаться хвататься за все и сразу. Проанализируйте, какие процессы в Вашей компании подходят под цифровизацию. Начните с наиболее рутинных задач, на которые уходит значительное количество времени. Посмотрите на ваши проекты, используя helicopter view (взгляд с высоты), определите узкие места и подберите наиболее подходящие технологические решения для устранения болевых точек.

Шаг 3. Вложитесь в сотрудников

В недавнем всемирном исследовании Digital IQ приводятся примеры компаний-передовиков, или “Флагманов”, получивших значительные преимущества от внедрения цифровизации. Исследователи проанализировали, что делали эти компании для обеспечения окупаемости своих вложений в цифровизацию, и выделили 4 основных принципа. Примечательно, что ни один из них не связан с покупкой и внедрением программного обеспечения. БОльшая часть этих факторов связана с людьми и формированием у сотрудников соответствующего мышления.

Вывод: если компания хочет, чтобы цифровая трансформация прошла на ура, необходимо мобилизовать сотрудников, внедрить новую культуру и создать условия для изменений.

Сотрудникам необходимо понимать, чего от них хотят. “Я не представляю, чего от меня хотят” ⎯ обычно говорят люди, ⎯ “По-новому работать? А зачем, ведь я и по-старому хорошо работаю”. Важно сформировать у сотрудников устойчивое понимание, что нужны изменения. Сделайте сотрудников главной силой.

Сотрудникам важно иметь представление, что включают в себя изменения.“Понимаю, что надо что-то менять, но не знаю, что именно” ⎯ часто слышит руководство компаний от персонала. Важно, чтобы все сотрудники были в едином информационном поле. Дайте им навыки и знания, создайте для них условия, в которых сотрудники смогут меняться сами и менять бизнес.

Сотрудники должны поддерживать идею изменений и не сопротивляться им.Необходимо вложиться в людей, создать системы, которые помогут сотрудникам реализовывать их идеи, и снабдить их деньгами. Создать сильную и устойчивую культуру без страха экспериментов.

Чудесные слова, скажете вы. Но КАК это сделать?

Опыт PwC. Как это делали мы.

В PwC цифровая трансформация началась несколько лет назад. Действия разворачивались в двух направлениях:

  1. Изменение образа мышления сотрудников и руководителей и, как следствие, внедрение культуры инноваций.
  2. Внедрение новых технических возможностей для взаимодействия команд.

Со вторым направлением все более-менее просто. Например, в помощь аудиторам были внедрены такие инструменты, как Alteryx, Power Query, чат-боты, программа Aura и др.

Внедрение же цифровой культуры проходило в несколько этапов.

На первом этапе среди сотрудников разных отделов были выделены так называемые диджитал-амбассадоры. Это наиболее прогрессивные и открытые к новому люди, которые проходили продвинутое обучение анализу данных, командному взаимодействию и т.п. Эти сотрудники впоследствии стали активно пользоваться цифровыми продуктами и смогли обучать других.

На втором этапе все сотрудники прошли специально разработанный электронный курс, включающий базовые знания по цифровым технологиям. Таким образом, сейчас они все находятся в одном инфополе, генерят новые идеи, отталкиваясь от полученных знаний, и развивают созданные продукты.

-2

Пройдите разработанный специалистами Академии PwC курс для старта проектов цифровой трансформации в Вашей компании! “Цифровизация бизнеса: базовый курс по цифровым навыкам”. Подробнее>> За 10 занятий простым и доступным языком курс рассказывает о базовых возможностях для бизнеса: анализе, обработке и визуализации данных, роботизации, гибких методологиях создания новых продуктов и новых технологических трендах.

-3

Третьим этапом стало открытие платформы для подачи инновационных идей и популяризация этой платформы внутри всей международной сети. Все сотрудники могут напрямую и без какого-либо страха быть осмеянными подать любую идею. Лучшие идеи получают финансирование от компании, а авторы таких идей ⎯ помимо признания и денежного бонуса еще и новый опыт в качестве руководителя продукта.