Pixelandfilm: «Я познакомился с этим фильмом во время просмотра документального фильма о Северной Корее, где он упоминался как любимый фильм Ким Чен Ира. Я ожидал увидеть пропагандистский фильм, но обнаружил советскую жемчужину, прекрасно снятую Урусевским. Представьте себе всю ту суету, связанную с тем, чтобы советская бюрократия одобрила сценарий, в котором солдат красной армии влюбляется в одного из белых. Очевидно, они одобрили его только из-за концовки. Но какой конец. В результате я остался с открытым ртом».
- Orpheus1: «Любовь или долг? Этот вопрос витает над каждым кадром "Сорок первого", скрытым бриллиантом от Григория Чухрая. Как и ожидалось, возникают проблемы, кульминацией которых становится финал, где главной героине придется принять самое сложное решение за всю ее жизнь - выбрать между личными чувствами и долгом перед родиной. "Сорок первый", как и столь же блестящая "Баллада о солдате" Чухрая, содержит универсальные темы (если поменять роли местами, сделав фильм о солдате белой армии, который влюбляется в солдата красной армии, или поместить фильм в контекст совершенно другой войны, эффект останется тем же) и сочную технико-цветную съемку, передающую образы столь же поразительные, как и в постановках Пауэлла/Прессбургера и Винсенте Миннелли. Фантастика во всем».
fall1982: «Тревожный кусок советской и военной пропаганды. Ненадолго в этот марш тьмы вмешивается любовная история, но смерть перечеркивает все остатки человечности, которые были в фильме».
- Butch_Werewolf: «Еще одно подтверждение того, что СССР был местом с неисчерпаемыми запасами бородатых блондинов... Очень показательно, что "Синие глаза" сразу же ставит себя на место Робинзона Крузо, а Марию - на место Пятницы - похоже, он не способен видеть себя кем-то иным, кроме как главным героем истории, даже когда он оказывается в ситуации, которая явно не за него».
Ingen: «Нет ничего лучше, чем наблюдать, как сильная и умная женщина превращается в пушинку в присутствии красивого мужчины. Съемки в пустыне и казахском ауле были прекрасны, но вечерние и ночные сцены были темными и едва различимыми. Сюжет был сначала интересным, но стал банальным и скучным, когда внимание сосредоточилось исключительно на Марии и главном герое».
- Mithil Bhoras: «В фильме присутствует обычная сентиментальность коммунистических фильмов того времени, но в нем нет той магии, которая была в других его современниках, таких как "Баллада о солдате", "Летят журавли" или "Иваново детство". Сюжет безвкусен и чрезвычайно предсказуем. Как будто я знал, что произойдет в следующей сцене. Единственный запоминающийся и искупительный фактор - легендарная операторская работа Сергея Урусевского».
Daniel D. Fernandez: «Это незабываемый фильм. Роман также является шедевром, который можно перечитывать. Я очень рад, что теперь могу посмотреть его снова, спустя столько лет! Я смотрел его примерно в 1960 году и до сих пор помню многие сцены...»
..........