Во времена Людовика XIV и его ближайших потомков ближе всего к королю находились вооруженные алебардами стражники в белых, расшитых золотом туниках. Garde de la Manche, Гвардия Рукава. Название этого элитного отряда, в который входило всего 25 человек (сплошь отпрысков аристократических родов и писанных красавцев), подчеркивало близость к августейшей особе.
Вторыми в дворцовой табели о рангах стояли "привратники" - солдаты и офицеры Garde de la porte (Гвардии Ворот либо Гвардии Двери). На их плечах лежала охрана внутренних помещений королевского дворца, причем охрана дневная. В шесть утра "привратники" заступали на службу, а в 18 часов сдавали пост другим гвардейцам, солдатам еще одного привилегированного отряда Garde du corps du roi ("королевским телохранителям"). И в отличие от последних, которых было довольно много - более 1300 человек в четырех ротах, - и которые принимали активное участие в боевых действиях, которые вела королевская армия, бойцы Гвардии Ворот дворцовых покоев практически не покидали. Это было исключительно церемониальное подразделение. Задачей "привратников" было открывать и закрывать двери, молчать, хранить невозмутимое выражение лица, но главное - всем своим видом демонстрировать блеск и могущество французского монарха.
И у них это, надо полагать получалось, потому что выглядели гвардейцы Ворот действительно впечатляюще. Они носили синий жюстокор (тип кафтана), расшитый золотой и серебряной тесьмой. Грудь пересекал широкий плечевой ремень в бело-золотую (либо в бело-красную) клетку, на патронной сумке был вышит символ подразделения - меч и два перекрещивающихся ключа. В отличие от гвардейцев Рукава, вооруженных исключительно холодным оружием, у "привратников" кроме шпаги имелось ружье. То есть в случае чего они могли бы постоять за своего короля. И, вероятно, постояли бы 20 августа 1792 года, когда разгневанные толпы плебса ворвались во дворец Тюильри. Однако к тому времени почти все гвардейские подразделения Старого режима (кроме швейцарцев) уже были расформированы.
Вероятно, "привратники" - самые старые французские гвардейцы. Стража Ворот ведет свою родословную со времен Крестовых походов. Еще король-крестоносец Филипп II Август (правил с 1179 по 1223 гг.) приказал сформировать отряд личных охранников. Их так и назвали - "привратники". Чуть позже этот отряд разделили на две части: первое подразделение отвечало за внутреннюю охрану дворца, второе - за внешнюю. Правда, "привратники" уже тогда охраняли по большей части не самого короля, а королевскую резиденцию, поскольку им было запрещено ее покидать.
Позже во Франции появляется подразделение servientes armorum, "сержанты по оружию", которое в 1285 году получает имя "офицеров стражи королевских ворот" (Officiers pour la garde de la porte du Roi). Окончательную функцию - дневную охрану королевского дворца - "привратники" получают в 1490 году при короле Карле VIII. А во время правления Людовика XIV, Короля-Солнце, Гвардия Ворот засияла во всем блеске.
Попасть в число избранных стражников было непросто. Смотрели и на происхождение, и на личные качества. Хотя решающую роль, наверное, как и сейчас, играла протекция. Зато если молодой человек попал в "привратники", его ждало жалование выше среднего, быстрое продвижение по карьерной лестнице, служба не бей лежачего - всего три месяца в году (подразделение в 50 человек было разделено на четыре части).
"Помимо жалования в две сотни ливров каждый стражник ежегодно получал денежное вознаграждение, достигавшее 172 ливров, при этом каждый раз, когда король возлагал руку на больных золотухой (считалось, что король может излечить золотуху, т.е. туберкулез, своим прикосновением. - Авт.), к этой сумме добавлялось 10 экю из особой казны", - приводят деталь французские исследователи Лилиана и Фред Функен.
Но это не все преимущества. С момента поступления на службу "привратники" сразу получали офицерское звание: рядовые гвардейцы были подпоручиками. Руководили отрядом четыре лейтенанта и один капитан, который на самом деле носил звание полковника. Его так и называли - капитан-полковник Гвардии Ворот.