Найти тему

«Чудо», которое быть только в Средневековье! Ученые до сих пор не найдут ответ!

В истории Средневековой Европы порой случалось такое, что невольно начинаешь верить в чудеса. Задумавшись же о том, каким все это виделось для самих средневековых европейцев, и вовсе впадаешь в ступор.

Признаться, порой Европа напоминала огромный сумасшедший дом, для обитателей которого возможно все.

Это порождало впечатляющих масштабов истерию, на фоне которой происходили и самопроклятия, приводившие к болезням, и последующие самоисцеления, и много чело другого не менее занятного и впечатляющего.

Вот есть такая малоприятная болячка, связанная с нервами – хорея. В былые времена она была известна как Пляска святого Витта. С виду она и в самом деле походила на беспорядочную быструю размашистую пляску, так что название было подходящим.

Казалось бы, мало ли чем может болеть человек, но это сейчас. А в Средневековой Европе, даже нервные заболевания порой превращались в настоящую эпидемию перекидываясь с одного человека на другого быстрее чем грипп. Хотя и здесь многовато допущений, но подробности – ниже.

Нечто подобное массовой эпидемии Пляски святого Витта произошло в 1374 году сразу в нескольких селениях, находившихся не берегах Рейна. Непонятно, что послужило причиной, но в этих селениях жители вдруг начали плясать.

Никакой музыки, никакого ритма, никакого контакта с внешним миром. Человек просто начинал плясать, рядом погрузившись в собственный танцевальный транс то же самое делал другой. И так сотни человек в каждом населенном пункте.

Некоторые современные исследователи считают, что это была именно хорея (другое название «пляски), но абсолютной уверенности в этом нет: слишком уж дружно все это началось.

Танцевавшие ничего не ели, не пили, не спали, «сплясывали» свои подошвы в кровь и в конце концов падали совершенно обессиленными. Не менее удивительным был финал – столь же внезапный, как и начало. Люди просто перестали плясать.

Вторая часть «Марлезонского балета» произошла полутора столетиями позже, когда Средневековье в общем-то кончилось и стояла эпоха Возрождения. Шел 1518 год.

И опять дело было в Германии, видимо, особо склонной к подобному явлению (уж не был ли одним из его проявлений бесноватый фюрер?).

Некая фрау из Страсбурга просто вышла на улицу и пустилась в пляс очень спорного качества. На этот раз она была одна, но в течение недели к ней «присоединились» еще 35 человек.

Сама же женщина не могла остановиться несколько дней, позже передав «эстафету» другим танцорам, число которых к концу месяца составило четыре сотни человек.

Разумеется, не все могли осилить такое и многие банально умерли. Другие же продолжали танцевать, пока внезапно эта вспышка танцевальной чумы не прекратилась.

Можно себе представить каким видел мир человек, на глазах которого происходит такое. Собственно, и ученые мужи не могли объяснить себе это явление, что уж говорить о простых людях?

Долгое время предполагали, что причиной стал грибок спорыньи. Но в таком случае людей должны были мучить судороги, а уж никак не танцы.

Потом предполагалось, что это была какая-то тайная секта, в учении которой важное место занимали экстатические пляски. Но и эта теория не выдержала никакой критики.

Сейчас чаще всего высказывается версия, что это явление было результатом массового нервного заболевания, развившегося на фоне крайне тяжелых условий жизни.

В пользу этого говорит то, что и первая и вторая танцевальная чума произошли во время жестоких бедствий. Люди могли принять это за знамение грядущего конца света и впасть в танцевальный транс.

Однако против этой версии тоже хватает аргументов. В первую очередь стоит помнить о том, что Европа в Средние века, да и в эпоху Возрождения была отнюдь не курортом и жутких бедствий в ее истории было с избытком.

Ожидание же грядущего конца света так и вовсе было почти постоянным. Но почему тогда подобные вспышки танцевальной чумы произошли только два раза и оба в Германии?

Впрочем, был еще и третий раз, но уже в XIX веке и на Мадагаскаре. И, если это и в самом деле была Пляска святого Витта (которую изучают до сих пор), то почему столь внезапное начало, столь выраженная «заразность», такая интенсивность и такой внезапный конец?

В любом случае, пока что очевидно одно: хорошо аргументированного ответа нет даже сейчас, а в ту пору, наиболее убедительно звучала версия об одержимости демонами.