Школьная отработка или пятая трудовая четверть. Что это такое и есть такое понятие в современной школе? Давайте разберёмся.
Ещё в советское время существовало понятие "Пятая трудовая четверть". Это, когда все ученики, кроме младшеклассников, занимаются общественной работой или на благо школы или на благо населённого пункта, в котором они живут. Такая отработка была обязательной для всех, никому и в голову не приходило утлынивать.
Помнится, отработать надо было обязательно на пришкольном участке, в производственной бригаде, в библиотеке или на детской досуговой площадке при школе в роли вожатых. Кроме этого, могли отправить на сбор урожая в колхоз.
Иногда отправляли даже в сентябре, снимая с уроков. Такая ситуация была во всей стране, урожай собирали, перебирали и укладывали в хранилища студенты, солдаты и другие слои населения.
Вернёмся к школьникам. Работа на пришкольном участке не каждому нравилась и некоторые ребята просились отработать в другом месте. Так, в библиотеку могли послать детей, которые плохо переносят жару. В производственную бригаду брали юношей постарше, они занимались ремонтом классов и школьной мебели под руководством учителя труда.
А мне в те годы нравилось работать в лагере труда и отдыха. Туда брали только учеников 8 и 9 классов и работали они 4 часа в день в утреннее время на прополке свеклы, моркови, баклажанов. Жили в палатках. Эх, романтика!
Сейчас, в наше время, существует такое понятие, как отработка? Где и как дети работают?
Существует, дети работают, но гораздо меньше и поле деятельности их не так ответственно. Раскладывают книги в библиотеке, поливают цветники, работают в ремонтной бригаде.
Однако, массовый характер такой работы исчез. Очень многие дети от отработки в школе отстранены по медицинским показаниям или по заявлению родителей. Зря родители это делают, ведь общественный, бесплатный труд просто необходим, это один из важных составляющих воспитательной работы.
А ведь раньше ученики полы мыли в кабинетах каждый день: делали влажную уборку на большой перемене и после уроков. А в конце каждой четверти делали генеральную уборку. И ничего, выросли дружными, ответственными, трудолюбивыми. Труд никому не помешал, никого не унизил, наоборот, сближал, учил договариваться, выявлял лидеров.
А учителя чем занимаются, когда дети отрабатывают?
А теперь давайте вспомним, где же работают учителя в летнее время, кроме того, что они консультируют детей к сдаче экзаменов и являются организаторами на них? Да конечно же, работают с детьми на пришкольном участке, на досуговой площадке, в ремонтной бригаде и т. д. Они "отрабатывают" вместе с детьми, своим примером приобщают к общественно полезному труду, учат работать в коллективе..
Пишите в комментариях, как у вас обстоят дела с отработкой. Нужна ли она современным детям?