Найти в Дзене

Как провести первый урок так, чтобы на второй дети бежали вприпрыжку

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Поделюсь с вами опытом учителя физики, который работает в обычной школе. В городке, в котором он живёт, про него ходя легенды. Его любят не только дети, но и взрослые. Про детей он объясняет свой секрет так: «Если детям на моих уроках скучно, это стрёмно». А про взрослых: «Ну просто многих их я знал детьми».

Первый урок — самый важный. От того, как он пройдёт, зависит вся моя последующая работа с классом. Ко мне приходят в седьмом. Всего седьмых классов у нас в школе четыре. На первом уроке передо мной стоит три главных задачи: познакомиться, заинтересовать предметом, задать атмосферу, правила и тональность нашей последующей жизни вплоть до 11 класса.

Мой кабинет непохож на другие, но об этом знают даже первоклашки. Я уже привык, что ко мне постоянно с любопытством заглядывают разные дети, даже те, кто у меня не учится. Вся школа уже знает, что парты у меня не стоят в ряд, дети чаще всего не сидят, уткнувшись глазами в спину впереди сидящего. Парты мы используем для контрольных работ. Всё остальное время сидим в большом кругу, иногда я их рассаживаю по группам, а стулья они сами ставят в несколько маленьких кругов. Я совершенно не привязываюсь к мебели. Мебель служит мне средством проведения занятий для детей, а не дети служат мебели. Мы перетаскиваем стулья по несколько раз за урок, занимает это считаные секунды. Так как им интересно, они стремятся переместиться как можно быстрее. Часто слышу от учителей, что это долго, это создаёт хаос, отнимает время. Мне это непонятно. Времени уходит минимальное количество, да и надо во время урока иногда подвигаться. А насчёт хаоса, у меня вообще в классе не бывает гробовой тишины, я не знаю, зачем она нужна, кроме как на контрольной.

Ещё на переменах у меня всегда играет музыка. Я обожаю рок. Не всё, конечно, могу в школе включить, приходится цензурировать. Но я горжусь, что, благодаря мне, дети знакомятся и с миром вещей, и с миром музыки.

В общем, кабинет мой детей притягивает ещё до седьмого класса, они ждут момента, когда смогут непросто в гости прийти, а полноправными хозяевами. Я об этом знаю и сознательно формирую эту интригу вокруг своего кабинета, вокруг себя и вокруг самого предмета физики.

1. Знакомство.

Новых семиклассников я, конечно же, знаю ещё до того, как у них начнётся физика, многих по именам, их родители у меня учились, их старшие братья и сестры тоже. Но я хочу спросить их о себе то, что, возможно, никто ни разу не спрашивал. Я хочу, чтобы они задумались о том, какие они. Первое задание, которое я даю — творческое. Я прошу их представить самих себя через скульптуру, рисунок, стихотворение или пантомиму, что угодно. Можно даже трек на телефоне найти, который лучше всего передаёт твой внутренний мир. Телефоны, кстати, на моих уроках не убирают. Довольно часто прямо на уроке я, наоборот, сам прошу что-то «погуглить». В остальное время им слишком интересно, чтобы отвлекаться на гаджет.

У одного ученика получилась вот такая самопрезентация.
У одного ученика получилась вот такая самопрезентация.

На отдельном столе у меня приготовлена бумага, карандаши, краски, пластилин, каждый берёт те расходники, которые ему подходят, и лепит, рисует, пишет. Для пантомимы висит зеркало. К туловищу мы обращаемся часто для разных творческих занятий, для изучения явлений и законов. Как, например, изучать работу рычага без туловища? Поэтому без большого зеркала мне не справиться.

Когда я даю это упражнение (а могу дать и другое упражнение на знакомство), я всегда его и сам делаю. И всякий раз по-разному. У меня уже целая галерея автопортретов, пластилиновых фигур, четверостиший. Я всё это показываю детям перед началом их творческих раздумий. Показываю, что каждый раз я разный и передать свой внутренний мир мне всегда хочется иначе.

На задание я даю минут 15, потом дети в группах по пять человек делают короткую самопрезентацию. Свой «сегодняшний внутренний мир» забирают с собой. Некоторые дарят мне.

2. Интерес к физике.

Это самая простая часть. Занимательных опытов сейчас столько в интернете! Раньше меня спасали труды Перельмана. Теперь, по-моему, только ленивый не найдёт интересные способы демонстрации явлений.

Обычно сначала я показываю какой-то опыт из программы седьмого класса.

Например, мы делаем из бумаги два шара наспех, подвешиваем их на нитках, потом я прошу волонтёра встать. Он держит шары за нитки на вытянутых руках. Я достаю фен и говорю, что сейчас буду дуть на шары. Прошу предположить, что произойдёт с шарами. Почти всегда дети уверены, что они разойдутся в стороны. Мы проводим эксперимент, шары, конечно, стремятся прилипнуть друг к другу.

Проводим опыт с шарами из бумаги и феном
Проводим опыт с шарами из бумаги и феном

Или я провожу известный опыт со свечкой, водой и стаканом. Я кладу реквизит на низкий столик. Дети сидят вокруг. Я ставлю свечу на тарелку, зажигаю свечу. Наливаю в тарелку воду. Потом спрашиваю детей, как они думают, что произойдёт, если я накрою свечу стаканом.

Сыпятся гипотезы. Я не отвергаю ни одной. Время рождения гипотез — это и есть процесс познания, его важно не спугнуть, не остановить. Дети уже и так к седьмому классу слишком часто слышат «Нет», «Неверно», «Садись — два!». У меня на уроках нет слов «нет», «неверно». Я могу сказать: «Интересная гипотеза», «Давай проверим!». Постепенно дети привыкнут, что на моих уроках ошибаться не страшно, это по моим наблюдениям занимает от месяца до полугода. Но у всех, абсолютно у всех детей в итоге происходит разрыв шаблона, они перестают бояться отпускать процесс познания на волю.

Известный опыт со свечой, водой и стаканом
Известный опыт со свечой, водой и стаканом

Собрав гипотезы, я накрываю свечку, само собой, вода собирается в стакан. Дальше я прошу их объяснить, почему так происходит. Снова рождаются гипотезы. У меня нет задачи дать им материал о давлении именно сейчас. Если никто не предположил верного ответа, я дам его сам вкратце. Главное тут — зацепить, поймать детское любопытство на живца. И я это делаю. Говорю им, когда мы будем проходить эту тему, и обещаю, что вся физика — это вот такие умопомрачительные эксперименты (в этом месте я привожу ещё много разных примеров физики вокруг нас), и что мы будем проводить их на каждом занятии.

Всё! После этого дети мои. А мне это и нужно. Любят учителя - любят предмет. Они уже смотрят с обожанием на меня, на свечку, на учебник физики. Я на этом не останавливаюсь, мне ещё нужно их любопытство, их энергия. Я даю ещё какое-нибудь задание про физику в целом. Например, упражнение, которое я называю «Физический мяч». Я достаю мяч из папье-маше. Сделать его я обычно прошу своих же детей из старших классов ещё в мае. Я раздаю детям стикеры и прошу закончить фразу «физика — это...». Важно сказать одним, максимум тремя словами. Потом я кидаю мяч детям рандомно, а они клеят свои стикеры и озвучивают, что такое физика для них. Ответы обычно очень креативные, мы вдоволь смеёмся. Мяч со стикерами я убираю в шкаф на хранение. В конце года мы его достанем и снова всё прочтём, увидим, так ли это, действительно ли физика — это то, что они думают сейчас. Здесь неважно, что они напишут, неважно, угадают ли. Важно, что они поделились ответами, а я их сохранил, важно, что их мнение ценно.

Физика - это ...
Физика - это ...

3. Атмосфера, тональность, правила.

Первая встреча задаёт атмосферу и тональность. Ещё до этого первого урока дети знают по слухам, что здесь всё как-то не так, как на других занятиях. А после первого урока они уже в этом убеждены. Остаётся обозначить, что на моих уроках можно, а что нет. Обычно я это говорю в конце урока, когда дети в меня уже влюблены. Я с удовольствием сообщаю, что на моих уроках можно абсолютно всё, ходить, разговаривать, выходить в туалет без спроса. Да, я им доверяю, и мне не нужно, чтобы они на весь класс объявляли о своей нужде. Ни разу ни один ребёнок не ушёл от меня в чёрную дыру и не пропал. Это я так иронизирую, потому что искренне не понимаю, куда могут деться дети, если они выйдут из класса, не обозначив, что хотят пописать.

«Единственное, — говорю я детям, — что здесь нельзя, это оскорблять других, ни в лицо, ни за глаза, никак». Дальше в течение последующих встреч мне ещё не раз придётся напомнить это правило, но постепенно, приходя ко мне, дети привыкнут.

Какие чувства, мысли вызвал у вас этот опыт? Если вы учитель, и у вас тоже есть свои придумки, фишки про первый урок, поделитесь. Если в вашей жизни был учитель, который смог заинтересовать с первого урока, тоже поделитесь.

А вот тут я беру интервью у другого очень крутого педагога.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о травле, о школе, делюсь лайфхаками и историями из реальной жизни.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.