Хроника войны разными отголосками доносится и до сегодняшних дней. Важными свидетелями событий становятся документы прошлого. Одни дошли до нас размноженными типографским способом, другие отпечатаны на пишущей машинке, некоторые написаны от руки. Так в годы войны появляются письма-треугольники, пропитанные порохом весточки с фронта, они содержали самое главное послание- солдат еще жив и здоров. Но были и другие письма, о которых в народе никто не хотел говорить. С первых месяцев войны скорбные листки о гибели солдата Извещения по форме №4 окрестили «похоронками».
Дошедшие до наших дней такие тексты обветшали и выцвели, их с трудом можно разобрать. Сегодня перед нами стояла непростая задача в реставрации такой похоронки. Работая над документами того времени, главной проблемой является клей, с помощью которого лист для надежности переносили на еще одну страницу. Нам предстояла бережная и кропотливая работа: помимо дублирования на новую страницу, нужно было аккуратно прописать то, что уже с трудом виднелось на страницах. Хорошо, что Владельцы письма позаботились о сохранении содержания и вручную переписали весь текст еще за долго до обращения к нам. На нашем ютуб канале вышло большое видео по работе над письмом (видео можете найти в конце статьи).
В первые годы войны похоронки таким же образом складывали в треугольник, что и обычные письма с фронта, они ничем не отличались от обычных писем. Почтальоны сами не догадывались, какую же весть они принесут в дом, так как в сумке лежали одинаковые однотипные конверты. Поэтому такое известие становилось настоящим ударом, люди открывали письма с надеждой, что солдат жив. Сложно представить, какое горе обрушилось так внезапно на семью. Многие почтальоны отказывались работать - это была слишком тяжелая ноша, видеть горе от вручаемых писем.
Позже похоронки стали запечатывать в официальные конверты с марками и печатью. Разнося письма, почтальоны могли заранее определить, какую новость они несут в семью.
Тексты похоронок были, как правило, стандартными. «Ваш муж (отец, сын, брат)… в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, убит (был ранен и умер от ран) тогда-то и похоронен там-то.» Позднее стали добавлять «похоронен с отданием воинских почестей».
В верхнем углу извещения ставился штамп воинской части, где воевал погибший или госпиталя, где скончался. Во время войны во всех воинских подразделениях- от взвода до дивизии- велись списки личного состава. После окончания боя, который мог длиться час, а иногда несколько дней, командир роты проверял по списку: кто остался в строю, кто ранен и отправлен в госпиталь, кто погиб или пропал без вести. Эти сведения передавались в штаб полка. На их основе писарь штаба заполнял на погибших извещения и отправлял спецпочтой в райвоенкомат по месту жительства погибшего.
Сложнее было с пропавшими без вести. В подразделении выжидали неделю-другую: может, пропавший объявится. Ведь на войне всякое случалось: был ранен и отстал от своей части, а то в суматохе наступления или отступления заблудился. В огромных количествах Извещение по форме №4 приходило с указанием – «пропал без вести», родные могли узнать только дату гибели и догадаться где он погиб, сопоставив дату и сражения, которые в это время шли на том фронте, где находился их близкий. Сыновья пропавших без вести много лет спустя старались узнать подробности о гибели своих отцов, отправляя запросы, но не каждому удавалось узнать хоть что-то.
Извещение, оказавшееся сегодня у нас, рассказывает историю Бакулина Федора Григорьевича, служившего в партизанском отряде и погибшего в боях в 1942 году. Мы благодарим наших заказчиков за возможность опубликовать данные фотографии.
Реставрируя такие важные документы эпохи, мы не забываем о великом историческом подвиге наших предков за сохранение мира.
Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook 👉 Telegram