Найти тему
Большая перемен@

Как сплотить класс: игры и упражнения

Оглавление

Во время обучения в школе привычная жизнь ребенка постоянно меняется. В первом классе его ждут новое окружение, правила, распорядок дня и домашние задания; затем — переход из начальной школы в среднюю, еще больше предметов и разные преподаватели. После 9 класса часть учеников покидает школу, состав группы меняется — приходится заводить новых друзей.

В череде всех этих перемен школьникам очень важно сохранить между собой хорошие взаимоотношения, чтобы легче справляться со стрессом и иметь поддержку в лице одноклассников.

Мы собрали несколько простых игр и упражнений, которые помогут детям лучше узнать друг друга, научиться доверять и лучше взаимодействовать.

Не забудьте поделиться в комментариях, какие игры и техники вы используете для сплочения своего класса?

Упражнение «Счет»

Цель: понять друг друга без слов и мимики.

Ход упражнения: по сигналу «начали» дети закрывают глаза, опускают головы вниз и пытаются посчитать от одного до десяти. Хитрость в том, что делать это они должны все вместе, по очереди называя цифры: 1, 2, 3… При этом одно слово должен произносить только один человек. Если два голоса, например, скажут «четыре», то счет начинается сначала. Задача класса — почувствовать друг друга без слов.

Обсудить после: после упражнения предложите ученикам проанализировать случившееся и задайте следующие вопросы:

  • Что с вами происходило?
  • Если не получилось, то почему?
  • Какую стратегию вы выбрали?

Упражнение «Строй»

Цель: лучше узнать друг друга, научиться взаимодействовать.

Ход упражнения: попросите учеников как можно быстрее построиться

  1. по росту (начиная с самого высокого).
  2. по дате/месяцу рождения (начиная с первого числа/января).
  3. по цвету волос (начиная от самого темного).

Важно: дети должны делать это молча.

Обсудить после: спросите у детей, что нового они узнали друг о друге, было ли сложно, приходилось ли прибегать к помощи жестов, рисунков, пантомимы.

Упражнение «Волшебная бутылочка»

Цель: понять, комфортно ли ученикам в классе, есть ли какие-то проблемы во взаимоотношениях; узнать об изменениях, которые дети хотели бы видеть в классе.

Вам понадобится: бумага для заметок, карандаши, бумага формата А3.

Ход упражнения: дайте классу следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваш класс нашли старую лампу. Кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть одно условие так как лампу вы нашли вместе со своими одноклассниками, то и желания должны касаться учебы. Вы можете изменить поведение других учеников, сделать больше перерывы между парами, изменить расписание занятий и т.д. Каждый может загадать свои три желания».

Далее каждый пишет свои три желания, которые направлены на изменение обстановки в классе. И следом формируется общий список пожеланий. Лучше это делать на бумаге с липкой лентой, для того, чтобы потом повесить на доску для ознакомления (желания можно подписать, если хотят дети).

Обсудить после: после того, как все пожелания были опубликованы, спросите учеников — можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то что можно сделать для улучшения волнующего вопроса? Кому что понравилось, а что нет? Какие выводы вы для себя сделали?

Игра «Превращение»

Цель: сплотить класс, раскрепостить стесняющихся, поднять настроение.

Ход игры: вы называете животное, известного человека или любой предмет, а дети должны его изобразить. При этом нужно проявлять свою фантазию и показывать персонажа с разных сторон: движениями, звуками, повадками и т.д.

Попросите детей «превратиться» в корову, стол, сову, Клаву Коку, плаксу, учителя, поэта, гитариста, клоуна и т.д.

Обсудить после: поинтересуйтесь у детей, легко ли им было справляться с заданием всем вместе? Кого или что изобразить было труднее всего? Веселее всего?

Игра «Солнце светит для того, кто...»

Цель: сплотить класс, помочь ученикам лучше узнать друг друга.

Ход игры: класс усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится в середину круга. Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть.

Ученик в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим. Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто...».

Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, у кого голубые глаза». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии: «Солнце светит для каждого, кто любит пиццу... боится собак... получил вчера пятерку...»

Хорошо, если дети вспомнят как о положительных, так и отрицательных чертах характера, достоинствах, недостатках, успехах и неудачах, интересах, радости и грусти.

Обсудить после: спросите у детей, что нового они узнали друг о друге, чему удивились и о чем догадывались. Предложите им похвалить за положительные качества своих соседей, сидящих справа и слева.