Знаменитый советский ас Саша Покрышкин родился в семье потомственного каменщика. Мальчику с детства была уготована очень земная профессия: класть печи, возводить дома. Но в десять лет парень впервые увидел самолет. Родители восприняли его мечту об авиации как блажь.
Жила семья в Новосибирске. И путь в небо в 20-е годы лежал через фабрику: чтобы поступить в летную школу, нужна была рабочая специальность. Александр после семилетки поступил в школу фабрично-заводского ученичества при Сибкомбайне. Покрышкин стал слесарем.
И тогда ему дали направление в военно-авиационную школу в Перми. На Урале юношу ждало разочарование: его учили чинить самолеты, а не управлять ими. Разрешали только на планере полетать. Потом были курсы старших авиационных техников в Ленинграде. В 21 год его направили в Краснодар в авиационное звено, но там он был лишь обслуживающим персоналом. Комсомольцу пришлось скрывать правду об отце. Иван Покрышкин получил тяжелую травму на стройке, но ему по-прежнему нужно было кормить семью. Мужчина начал делать чемоданы на дому. А нэп уже закончился. Частная инициатива была наказуема. Покрышкина старшего поразили в социальных правах. Таким “лишенцам”, которых не брали в профсоюз, было крайне тяжело найти работу (к концу 20-х их насчитывалось не менее двух миллионов человек). Отец Александра покончил с собой.
Азы пилотирования Покрышкину объяснил его товарищ Василий Севастьянов. Саша “летал” на наземном тренажере. Наконец его зачислили в Качинскую авиашколу в Крыму. За годы ВОВ у него наберется 650 боевых вылетов и 156 воздушных сражений. Как подсчитал историк Олег Левченко, Покрышкин одержал 94 победы, 19 самолетов получили повреждения, еще три уничтожены на аэродромах.
Александр Покрышкин управлял разными моделями самолетов. Давайте рассмотрим те, которые ему довелось пилотировать во время войны.
И-16
Первый в мире истребитель-моноплан. За его штурвал Покрышкин сел в 1939 году. Вооружение - от 2 до 4 пулеметов. Максимальная скорость - 440 километров в час.
Як-1
На начало войны наш лучший истребитель. Покрышкин пересел на него в 1942 году. Вооружение - 20-миллиметровая пушка. Максимальная скорость - 528 км/ч.
МиГ-3
Самый быстрый серийный довоенный самолет довоенных лет. Но считался недостаточно маневренным и сложным в пилотировании. Покрышкин летал на таком в 1941-42 годах. Вооружение - от 3 до 5 пулеметов, 6 ракет или до 200 кг бомб. Максимальная скорость - 528 км/ч.
Bell P-39
Этот американский истребитель известен больше как “Аэрокобра”. На нем Покрышкин летал с 1943 и до конца войны. Вооружение - 20- или 37-миллиметровая пушка, 6 пулеметов. Максимальная скорость - 605 км/ч.
Читайте также: На чем летал "настоящий человек" Маресьев