Как известно, цикл аватаров насчитывает десяток тысяч лет, за это время их сменились многие сотни. Однако из всех предшествующих аватаров в мультсериале удостоились раскрытия лишь Ван - самый первый аватар, положивший начало циклу, - и Року, предшествовавший непосредственно Аангу. Остальные же, за исключением ещё пары фигур, остались просто статичными картинками, иллюстрировавшими очень большой цикл перерождений.
Среди этой массы в самом же сериале была выделена Киоши - но не столько раскрытием её характера, сколько перечислением наибольших её заслуг. Уже из того короткого времени в сериале, что ей выделили, можно было понять, что была она достаточно жёсткой, дипломатии предпочитала силу и от угроз миру да порядку избавлялась решительно безо всякой рефлексии. Многим, в том числе и мне, такой аватар понравился. А вот то, что в отличие от того же Року она не удостоилась особого экранного времени - нет.
И тут, бац-бац, выходит самая настоящая дилогия романов о жизненном пути этой самой Киоши, когда никто этого не ждал, не подозревал и предположить не мог. Пусть даже в кривоватом переводе, судя по построению некоторых фраз. И вот с романами-то появился и материал для полноценной статьи про неё. Чем я и займусь прямо сейчас, взяв на вооружение: дилогию романов (в основном), сам мультсериал, комикс "Ракушки" и официальную игру под названием "Побег из мира духов". Так что наносите себе макияж, доставайте веера, и погнали наводить справедливость доступными средствами.
"Всё не так" в судьбе этого аватара началось уже с рождения - будучи родом из преступной семьи, Киоши ещё в детском возрасте была брошена своими родителями, которые не хотели обременять её опасностями своей жизни и по-своему попытались уберечь, оставив на попечение одного из жителей бедной фермерской общины. Который после ухода оных сразу же вышвырнул девочку на улицу, и началась её бродяжническая жизнь.
Местные жители были весьма жестоки к сироте, поскольку сами бедствовали, а поэтому и кормить ребёнка не собирались. Киоши приходилось голодать, перебиваться отбросами, терпеть презрение. Она никому не была нужна, её вышвыривали с порога любого дома. Человеческая чёрствость породила в Киоши большое недоверие к людям, она росла диким, никому не нужным ребёнком, старавшимся без необходимости не иметь ни с кем дела и неспособным никому довериться. Киоши возненавидела как бросивших её родителей, так и в принципе преступников, зная, кем её родители были. В наследство от них ей достался тяжёлый сундук, в котором среди прочего лежало то самое наследие, в будущем сформировавшее грозный облик аватара Киоши: макияж даофэев, пара боевых вееров и корона в виде этих самых вееров. Однако своё наследие Киоши ненавидела так же сильно, как и родителей, однажды даже выбросив ключ от сундука, но при этом продолжая всюду таскать его за собой, охваченная противоречивыми чувствами к тому, что осталось от родителей, которых ей так не хватало, но которых она одновременно не могла и любить. Прекрасно её отношение к родителям иллюстрирует то, что узнав об их смерти, она осталась совершенно спокойна - её не волновала судьба людей, отказавшихся от неё. Она считала, что они выбросили Киоши, сочтя бесполезной для своей преступной жизни. Поэтому же наиболее сложные отношения у неё сложились с членом Летающей Оперы Леком, который её родителями был подобран и воспитан. Правда, не от любви, а от его полезных навыков. Но ей долго приходилось бороться со своей иррациональной антипатией к ещё одному несчастному сироте, который волею судьбы нашёл поддержку в отказавшихся от родной дочери преступниках. А когда она наконец смогла эту антипатию перебороть, у них с Леком оставалось уже слишком мало времени. Но Киоши смогла понять намерения родителей, которые, возможно, действительно не хотели для неё той же неопределённой и опасной жизни, которой жили сами. Возможно даже, она в итоге смогла их простить. Или просто отпустить.
Но что-то мы забежали сильно вперёд. Когда Киоши была ребёнком, то из-за её недоверия к людям подтвердить её статус аватара так и не удалось, так что новым перерождением был ложно принят другой сирота по имени Юн. И в будущем это ещё сыграет свою роль в судьбе сразу нескольких близких Киоши людей, по злой иронии.
Самым дорогим человеком для Киоши на первом этапе её жизни стал Кельсанг - воздушный кочевник, приютивший её, добившийся для неё места слуги в поместье, созданном специально для подготовки аватара. В нём она нашла в каком-то роде замену отца и больше всего дорожила именно им. Так что неудивительно, что гибель Кельсанга сказалась на ней столь сильно, заставляя вспоминать его даже спустя годы. Но смерть Кельсанга также вынудила Киоши взять свою жизнь в собственные руки - и стать не слугой, а хозяином собственной судьбы. Научиться принимать решения за себя - и, таким образом, повзрослеть.
Пока же Киоши росла в поместье, она оставалась достаточно зажатым подростком, принципиально не обучаясь магии земли, поскольку находила её для своей работы бесполезной. Киоши была не очень искусна в магии и могла применять её только с грубой силой, но тонкая работа и должное управление стихией оставалось ей недоступным. Она попросту боялась развивать способности, поскольку росла в атмосфере постоянной неуверенности. Она терпеливо сносила издевательства от завистливых обитателей деревни, наблюдавших её восхождение от голодающей беспризорницы до вполне приличной слуги, жившей в неплохих условиях и прислуживавшей самому аватару. Не похоже на ту боевую натуру, которая одним взглядом могла заставить задрожать политиков, верно?.. А потому что на данном этапе жизни Киоши можно было без преувеличения назвать терпилой. Она думала, что если будет игнорировать обидчиков и не нарываться, они сами отстанут, но разумеется подобная тактика не имела нужного эффекта, и выручать её приходилось подруге Ранги, телохранительнице аватара. Она была недовольна бесхребетностью Киоши, пытаясь достучаться до неё и объяснить, что обидчикам лучше давать отпор, а не позволять им наглеть ещё больше. Впоследствии Киоши это поймёт и будет обращаться с каждым человеком ровно так, как они того заслуживают.
В её жизни всё круто изменилось, когда пробудились её аватарские силы. Когда близкие люди были на грани гибели, Киоши проявила феноменальные способности к овладению стихией, в одиночку лишив всего преимущества пиратов Пятой Нации. И тогда возникла незримая, но осязаемая дистанция между ней и Юном, который хотя и старался делать вид, что будет рад за подругу, если аватаром окажется она, но на самом деле боялся потерять статус, единственно по причине которого его обихаживали и уважали. И Киоши начало грызть иррациональное чувство вины за то, что она лишает друга его эстафеты.
А настоящий кошмар для неё начался после того, как наставник аватара Цзяньчжу принёс Юна в жертву злому духу ради того, чтобы обезопасить Киоши - узнав, что она истинный аватар, он больше не видел в Юне ценности и не считал обязательным спасать ему жизнь. Следом за этим началось противостояние, в котором Цзяньчжу убил Кельсанга - человека, которого Киоши почитала за отца. Киоши начало двигать стремление отомстить Цзяньчжу, но истинной причиной её маниакального желания покончить с ним была не столько ярость из-за смерти близких, сколько страх. Зная влияние Цзяньчжу, убедившись в его готовности идти на всё ради своих целей, она очень боялась, что он найдёт её где угодно и заставит подчиниться своей воле.
Киоши пришлось искать поддержки у тех, кого она всегда презирала - у преступников, банды её родителей. Ей пришлось скрепя зубы поступаться своими принципами, принести клятву ненавистных ей даофэев, назвать бандитов своими братьями и сёстрами. Даже красно-белый макияж, который она впоследствии использовала, символизировал верность братьям и сёстрам среди даофэев, но недоверие и обман по отношению к обычным законопослушным гражданам (но будет он ей нужен в основном не для того, чтобы подчёркивать свою приверженность даофэям, а для того, чтобы скрывать свои эмоции, когда ей будет наиболее неуютно от собственных методов). В каком-то смысле она невольно шла по стопам Цзяньчжу, также не обременённого принципами, когда дело касалось достижения каких-либо целей. Но если раньше она не распоряжалась своей жизнью, то теперь у неё был выбор, и ответственность за свою судьбу. Тяжёлые испытания готовили её к преодолению нелёгкой судьбы, и как ни странно, это сыграло в определённой степени положительную роль. Киоши смогла познакомиться с точкой зрения даофэев - когда она рассказала о своих детских годах, где деревенские жители гнали её и обрекали на голод, один из бандитов объяснил, что ненавидит "покорных закону" людей именно по причине их лицемерной добродетельности, при которой они однако готовы равнодушно смотреть на чужие страдания, не желая помогать страждущим, и в его мировоззрении полностью заслуживали быть ограбленными.
Как ни иронично, но именно преступники в итоге стали для неё самыми верными друзьями, бывшими с ней до конца и в любой ситуации, а также наставниками, обучившими её управлению стихиями. Как аватар, она обязана была придерживаться правильной стороны, но всё в её жизни получалось наоборот: она дала клятву отвергать закон и быть верной тем, кто его нарушает.
Также, для свершения мести Цзяньчжу, Киоши должна была стать убийцей, хотя это и противоречило её натуре. Но у неё не было иного выбора. Однако по итогу Киоши совершила лишь два полноценных убийства, известных нам (не считая Чина Завоевателя, ставшего случайной жертвой). Первым, кого она убила, стал главарь Жёлтых Шей Сю Пинь Ан. Киоши постепенно делала для себя выводы о властных людях. Ещё присутствуя на встрече с пиратами Пятой Нации, она выслушивала от их лидера Тагаки упрёки о том, как жестоко друзья и наставники аватара Курука расправлялись с преступниками - даофэями и пиратами, но в то же время Тагака совершенно не задумывалась, что такая жестокость по отношению и к Жёлтым Шеям, и к Пятой Нации была вызвана не менее жестокими ограблениями, убийствами и порабощением мирных жителей, которые они практиковали. Киоши тогда поняла: такие люди, как Тагака, считают, что им позволено абсолютно всё, но при этом впадают в ярость, стоит кому-то воздать им по заслугам. И когда она увидела то же самое в Сю Пинь Ане - намерение сразу после освобождения из многолетнего заключения вернуться к прежним зверствам, опустошать поселения, безжалостно расправляться с невинными людьми, при полной уверенности в том, что он имеет на это право просто потому, что у него есть для этого власть и сила, - она отняла его жизнь, предотвратив грядущие ужасы. И поступила, по моему скромному мнению, абсолютно правильно.
По-иному она поступила с Тэ Сихунгом, сыном губернатора, использовавшего своё положение для всё большего обогащения и не заботившегося о голодающих вокруг людях, забиравшего у них последнее и купавшегося в роскоши в то время, как крестьяне страдали и умирали. Тэ Сихунг был лишь плодом воспитания своего отца - ещё совсем юнцом, который делал всё то, чему его учили, не задумываясь, что можно как-то по-другому. Это навело Киоши на другие мысли - о том, что так вот и продолжается, передаваясь по наследству, цикл чёрствых к чужим нуждам властных людей, заботящихся лишь о своём личном благополучии. Каждый получает воспитание в своей среде и действует в соответствии с ним. И в случае с Тэ Сихунгом она постаралась исправить эту ситуацию, не прибегая к насилию - она спасла подростка от смерти, но настолько сильно его запугала, что он уже просто из страха действительно стал лучше заботиться о вверенных ему территориях, перестав творить беспредел, начатый ещё его отцом. Киоши научилась разделять людей на тех, на кого ещё можно повлиять (пусть даже надавить), и на тех, кто уже настолько закостенел в своих эгоизме и жестокости, что остановить их сможет лишь смерть.
Хотя Киоши с жизненным опытом становилась всё более жёсткой, наблюдая гниль правящего класса, видя бесконечные толпы жадных и властных людишек, готовых идти по головам сотен и даже тысяч людей ради денег и власти, она так и не стала жестокой. Ей непросто давались насильственные действия, но при этом она понимала, что иногда оные просто необходимы, ибо есть люди, понимающие только язык страха и насилия, и почитающие милосердие за слабость. Ей плохо давалась дипломатия - искусство лицемерия, в ней вызывала отвращение безграничная подлость и напускная учтивость аристократов и бюрократов, с которыми она, несмотря на свои обязанности аватара, старалась контактировать как можно меньше, предпочитая самостоятельно на местах разбираться с преступностью или привлекать к ответственности слишком зарвавшихся местных царьков. И надо сказать, эта её жёсткость и решительность возымела значительный эффект, поскольку что главари преступных группировок, что аристократы попросту боялись её, боялись её жёстких и решительных действий. Она говорила с каждым на его языке, и тех, кто сам привык править с помощью запугивания, она заставляла бояться, а тех, кто упивался полным контролем над другими людьми, заставляла почувствовать себя слабыми и беспомощными. И да, да и ещё раз да. Аватара Киоши в нашем реальном мире очень не хватает, как по мне.
Однако, свои собственные методы причиняли Киоши дискомфорт, поскольку она невольно считала себя преемницей Цзяньчжу, который также предпочитал совершать решительные и жёсткие действия ради того, чтобы добиться порядка. И хотя его действия были куда более жестокими, Киоши всё равно было противно оттого, что она хотя бы в чём-то была на него похожа. Тем временем, один из членов Летающей Оперы - Лао Гэ, во время их совместного путешествия то и дело подчёркивал, что благодаря жестоким методам Цзяньчжу в Царстве Земли медленно, но верно наступали покой и стабильность, и Киоши злила сама попытка заставить взглянуть на самого ненавистного для неё человека с положительной стороны.
Чем дальше Киоши заходила в своих жёстких методах, тем больше отвращения к себе чувствовала, боясь однажды незаметно для самой себя переступить грань и окончательно стать Цзяньчжу (и прекрасно понимая, что он бы и хотел, чтобы она стала похожа на него). Ей казалось, что даже из могилы он продолжает контролировать её, незримо тянуть за ниточки, которые всё больше приближали девушку к его мировоззрению. Окончательно она сломалась после того, как чуть не убила леди Хуазо и её сына Чеджина ради информации, которой они на самом деле не обладали. Ей казалось, что где-то радостно смеётся Цзяньчжу, олицетворявший её жестокую сторону, и стонет Кельсанг, олицетворявший её мораль, после чего приняла решение быть более сдержанной и осмотрительной и не давать волю эмоциям.
После после того, как она раскрыла истинные намерения Хозяина Огня Зорью, в котором сперва ошиблась, к ней начало приходить понимание, что Цзяньчжу на самом деле - не уникален в своём роде. В мире плодится всё больше и больше людей, схожих с ним, готовых для достижения своих целей на самые жестокие и отвратительные поступки, и тогда она уже перестала бояться самой себя - она противодействовала силам мировых элит в той степени, в которой требовалось, хотя бы стараясь их удержать от свершения всё большей и большей жестокости, в чём и нашла в итоге своё призвание.
Некоторые поступки Киоши выходили ей боком - как, например, создание организации Дай Ли. Она верила, что организация позволит поддерживать порядок и защищать культурное наследие Ба Синг Се, но Дай Ли со временем стали самой коррумпированной тайной полицией, заботясь лишь об интересах городских элит, взяв контроль над самим царём Земли, действуя из-за его спины и оставляя внешний мир на самотёк. Киоши не раз ещё пришлось пожалеть о создании этой организации, но изменить ничего она уже не могла, будучи мёртвой.
А вот на историю с Чином Завоевателем, которая собственно и привлекла любовь многих зрителей к аватару Киоши, я осмелюсь посмотреть под несколько иным углом. Нам подаётся всё так, будто Киоши избавила Царство Земли от ужасного тирана-завоевателя, что положило начало великой эре мира. Однако, судя по рассказу самой же Киоши, она встала на пути у Чина только тогда, когда он приблизился к её родному полуострову - к тому моменту это был единственный не захваченный его армией участок континента. Тогда, и только тогда Киоши выступила против него, но не с целью пресечь его агрессивные действия на корню, а с целью обезопасить один-единственный полуостров и отделить его от материка, чтобы армия Чина не смогла туда попасть (смерть самого Чина вообще в её планы не входила и произошла случайно). То есть, пока Чин бесЧинствовал на прочих территориях Царства, покоряя их и творя там, скорее всего, всяческие непотребства - всё было нормально, и обязанный сохранять порядок во всём мире аватар заволновалась лишь тогда, когда его войска приблизились к её малой родине. А если бы не приблизились - то пусть бы себе бесЧинствовал дальше, да? А я таки подловил аватарыню нашу на такой вот любопытной деталюшке, ага.
Тем временем на острове, названном в её честь, Киоши также создала группу женщин-воительниц, обучив их особому боевому искусству для самозащиты - но как опять же быть с аналогично терпящими всякие приставания и издевательства женщинами по всему миру, с учётом того что дальше острова культура воинов Киоши не распространялась, и они там на своём острове вообще изолироваться от мира предпочли? Ай-яй-яй, Киоши, я тебя подловил ещё раз. Ну ладно. Это я чисто для самоудовольствия, чтобы повыпендриваться.
Как известно, аватар Киоши прожила 230 лет, став самым долгоживущим из известных аватаров. Умерла ли она естественной смертью или нет, а может быть, добровольно отказалась от жизни - можно только строить теории. Многие предполагают, что она научилась у Лао Гэ особому искусству вечной жизни, и это неплохо бы объясняло долгожительность Киоши. Она могла добровольно уйти либо оттого, что не хотела прерывать цикл аватара, который должен сменяться, либо оттого, что не хотела больше терять близких (свою возлюбленную Ранги она, что и так понятно, пережила, причём на много-много десятилетий).
***
Какой могу подвести итог: бесспорно, аватар Киоши является очень интересным и комплексным персонажем, детальная проработка которого позволила мне накатать по ней разбор такого внушительного размера. Её история непохожа на историю других аватаров, которых с детства обхаживали и содержали в самых лучших условиях. Она выросла посреди враждебного и чёрствого мира, терпя лишения и страдания, выживая, принимая морально тяжёлые решения, познав вкус убийства. Но именно эти жестокие испытания позволили ей выполнять свои обязанности с глубоким пониманием того, в каком мире она находится и какие действия для поддержания порядка в нём будут наиболее эффективными. На ней не было розовых очков (розовой была только ориентация), которые побуждали бы её верить в добродетель, а как раз наоборот - она сама сполна хлебнула жестокости и несправедливости этого мира, прекрасно понимая, чем руководствуются те, кто эту жестокость и несправедливость культивирует, и каково приходится их жертвам. Она побывала в разных шкурах - от беспомощной терпилы до члена преступной группы, от члена преступной группы до жёсткого и неумолимого поборника справедливости, - и смогла найти баланс между жёстким и мягким подходом, дружелюбно обращаясь с теми, в ком были достойные качества, и доводя до дрожи тех, кто предпочитал использовать своё положение для причинения страданий другим.
Сюжет игры "Побег из мира духов"
Другие статьи о героях "Аватара":