Мудрец магии Земли, крупный политик и наставник аватара Цзяньчжу - главный антагонист первой части дилогии книг о Киоши. Нам во всей красе была продемонстрирована его беспринципность и жестокость. Для самой Киоши он стал самым страшным кошмаром после подтверждения её аватарского статуса.
Однако, невзирая на по-настоящему ужасные деяния Цзяньчжу, совершал он их не как самоцель и не потакая амбициям. Цзяньчжу был идейным человеком, который искренне пытался изменить мир к лучшему. Что в каком-то смысле роднит его с антагонистами "Легенды о Корре".
Первоначально Цзяньчжу был близким другом и спутником аватара Курука, и впоследствии ему пришлось взять на себя его ответственность по дипломатическим встречам, ведению важных переговоров и поддержанию стабильности в мире. Цзяньчжу делал то, что должен был делать аватар, и делал это хорошо. Однако его нервы тоже не были железными и постепенно сдавали, ведь ему приходилось вступать в тесный контакт с подлостью и алчностью политиков и аристократов, пытаться мирным путём решать вопросы с головорезами, терпеть всю грязь ради того, чтобы в мире было хоть немного больше стабильности. Наследие Янгчен постепенно рассыпалось, и новый аватар не спешил перенимать у своего предка эстафету поддержания порядка.
После ранней смерти Курука Цзяньчжу чувствовал вину за то, что не направил друга в правильное русло, не сделал из него достойного аватара, который смог бы принять и понести с собой наследие Янгчен. Теперь надежда была лишь на то, чтобы найти следующего аватара и на этот раз воспитать его, как должно, не повторив ошибку с Куруком.
Даже во время поисков аватара Цзяньчжу видел кругом алчность. Люди мечтали, что их ребёнок будет особенным, получит привилегии, а они получат привилегии вместе с ним. Некоторые даже требовали с Цзяньчжу компенсацию за то, что их ребёнок не оказывался аватаром. Всюду бал правила жажда наживы.
Поворотный момент в формировании личности Цзяньчжу, которого мы знаем, произошёл во время восстания Жёлтых Шей. Он наблюдал массовые зверства, учиняемые даофэями, и в итоге сам стал массовым убийцей, страшилкой для всех преступников Царства Земли, известным под данным ему преступниками прозвищем Могильщик из перехода Жулу. Он закопал живьём пять тысяч преступников, покончив с тиранией Жёлтых Шей, и одно его имя стало устрашением для даофэев, которые к юности Киоши превратились в разрозненные группки, вынужденные тщательно скрываться. И ведь именно Цзяньчжу принадлежит заслуга в том, что свирепствовавшие в Царстве Земли банды практически полностью утратили своё влияние и перестали терроризировать мирных жителей! Что же до жестокости его методов... возможно, закопать живьём столько народу и вправду жестоко, но бандиты ведь не задумывались о том, каково приходилось их жертвам, которых они также мучили и убивали?.. Поэтому Цзяньчжу в принципе просто воздал им по заслугам, и не более того.
Аристократы и политики боролись за власть и влияние, при них процветали коррупция и преступность, они не заботились о благополучии граждан, оставляя их на произвол судьбы и лишь собирая с них налоги. И из всего этого кубла только один человек действительно предпринимал шаги для того, чтобы улучшать жизнь простого люда, причём не только в Царстве Земли, но и за его пределами. Этим человеком был Цзяньчжу.
Ему приходилось заключать довольно сомнительные сделки, поступаться судьбами сотен людей ради тысяч, а тысяч - ради миллионов. Ему пришлось утратить всякую принципиальность и мораль, даже приносить в жертву своих друзей, надеть на себя ту же маску добродетельности, какая была на других сильных мира сего. Он понимал, что мир и порядок требуют жертв, и был готов их принести. Всё больше черствея, подчиняясь гнилым правилам игры в высшем обществе, по кусочку утрачивая человечность. Но всё это он делал с одной целью - поддерживать в мире спокойствие, не давать бандам терроризировать простой народ, улучшать жизнь в обществе. Даже при всех его ужасных деяниях, Цзяньчжу во многих аспектах заслужил похвалы.
Он по ошибке принял за аватара не того человека, но тем не менее, ему удалось вырастить из Юна умелого политика, успевшего также сделать много хорошего до того момента, как было раскрыто имя настоящего аватара. И всё это было сделано благодаря, опять же, Цзяньчжу, который дал Юну пусть и жестокое, зато действенное воспитание, подготовив его к реалиям этого мира, научив с помощью дипломатии решать сложные и злободневные вопросы. Цзяньчжу не хотел, чтобы аватар доставался в руки алчным политикам, которые использовали бы его ради укрепления собственной власти и состояния. Цзяньчжу хотел, чтобы аватар исполнял свою прямую обязанность - служил миру. И из всех, в чьи руки аватар мог попасть, только Цзяньчжу преследовал действительно благородные мотивы, а не личностные.
Его нервы начали сдавать ещё больше после побега Киоши и сжимания вокруг него кольца его политических противников. Он не мог вечно скрывать правду об отсутствии аватара, его репутация оказалась на краю, ему угрожала потеря своего влияния. И Цзяньчжу этого боялся. Но боялся не оттого, что хотел власти лично для себя, а оттого, что аватаром будут пользоваться в узконаправленных корыстных целях, а Цзяньчжу больше не сможет действовать на благо всего мира. Когда все его политические соперники собрались в одном месте, чтобы морально подавить его, Цзяньчжу отравил их всех, пожертвовав жизнями также многих слуг и даже своей лучшей подруги. Он всё ещё цеплялся за возможность сохранить своё влияние, переманить на свою сторону Киоши, и как и всегда, не стеснял себя в методах для достижения высшей цели, готовясь пожертвовать и другими невинными людьми. Но проиграл. Хотя с какой стороны посмотреть...
Часть наследия Цзяньчжу продолжила жить в Киоши, которую он даже из могилы пытался склонить на свою сторону, оставив ей в наследство своё имущество и дневники, в которых подробно описывал свои методы и их смысл. Несмотря на ненависть Киоши к этому человеку, ей всё же пришлось понять и принять часть его философии, использовать его связи и определённые методы, чтобы исполнять свой долг аватара - поддерживать порядок и справедливость.
Поэтому, сколь ужасным человеком ни стал бы Цзяньчжу, в эффективности и благотворном влиянии его методам не откажешь.
Другие статьи об "Аватаре":
Общий взгляд: Легенда об Аанге
Социально-политическое устройство мира. Проблемы власти, прогресса и общественного уклада
Психоразбор персонажа: Аанг. Большая ответственность на маленьком человеке
Психоразбор персонажа: Катара. Материнский инстинкт и !феминизм!
Психоразбор персонажа: Сокка. Гениальность в обёртке дури
Психоразбор персонажа: Тоф. Последствия чрезмерного контроля или Глоток свободы для ребенка
Психоразбор персонажа: Зуко. Конфликт морали и привитых убеждений
Психоразбор персонажа: Азула. Ребёнок в плену своего отца
Психоразбор персонажа: дядя Айро. Добро с кулаками, или Тихий омут с сюрпризами
Не совсем психоразбор персонажа, а сценарная ошибка и её последствия: Корра. Тупость и отвага
Анализ антагонистов и их идей (Легенда о Корре)
Психоразбор персонажа: Кувира. Комплекс брошенного ребёнка
Психоразбор персонажа: Киоши. Аватар, у которого всё не как надо (Но ориентация правильная)
Психоразбор персонажа: Юн. Роковая ошибка, или Самый трагический персонаж в книгах о Киоши
Преемственность цикла Аватара: тернистый путь с подводными камнями
Другие статьи о мультфильмах:
Как Эльза прошла через психические расстройства и депрессию
Мегамозг и притча о вреде стереотипов
Что скрывают красные туфельки?
Головоломка эмоциональной цельности
Принцесса Мононоке: ненависть убивает. Анимешный прародитель Аватара
Разбор происходящего в "Зелёной змее" с точки зрения психологии Сяо Цинь
Все смыслы франшизы "Как приручить дракона"
Почему все хвалят Аркейн и почему он этого заслуживает?
Старое против нового: куда двигаться? Разбор мультфильма "Хранители дверей"
Мульт-баттлы: