Найти тему
МИРный воитель

Аватар: Легенда о Статьях. Психоразбор персонажа: Аанг. Большая ответственность на маленьком человеке

Когда-то он был обычным воздушным кочевником, но потом ему на голову упала правда о том, что он - новое воплощение Аватара.

Обычно аватару сообщают о его статусе и обязанностях по достижении шестнадцати лет, но в случае с Аангом произошло экстренное исключение. В мире росла угроза войны со Страной Огня, поэтому подготовить нового аватара было необходимо. Вот и получил он радостную весть в очень юном возрасте, что полностью изменило его жизнь.

Как и любой ребёнок, Аанг вёл в целом беззаботную жизнь, посвящая себя играм и веселью. Конечно же, как и все воздушные кочевники, он посвящал время медитации, но никогда на его плечах не было слишком большой ответственности и серьёзных обязанностей. Он любил резвиться со своими друзьями, и ничто его не стесняло.

Когда же он узнаёт правду, то впадает в ступор. Вся его лёгкая и беззаботная жизнь в одночасье была перечёркнута. Теперь он должен был проходить усиленное обучение, отдавая ему практически всё своё время. Друзья перестали с ним водиться, поскольку как аватар, он был сильнее их в магическом искусстве, а значит игра с ним не могла быть на равных. Аанг начал чувствовать себя потерянным и одиноким, плюс на него продолжали давить наставники, по понятным соображениям пытавшиеся ускорить его обучение.

Последней каплей становится намерение старейшин разлучить его со своим учителем и лучшим другом - монахом Гияцо. Гияцо был единственным из старейшин, кто настаивал на праве Аанга на нормальное детство, даже несмотря на его аватарский статус. Он находил время не только тренировать, но и развлекать мальчика. Между ними была очень сильная привязанность, и когда Аанг подслушал, что его намерены перевести и отдать другому наставнику, его и так хрупкие детские нервы окончательно сдали.

Не отдавая себе отчёта, он просто попытался сбежать - не зная, куда и что будет делать. Им овладели отчаяние и паника. Попав в шторм, он вынужденно заморозил себя и пробыл в таком состоянии сто лет.

Придя в себя, Аанг не предполагает, что прошло столько времени и что за него успело произойти. Он лишь рад, что смог выжить и всё закончилось благополучно. Когда он узнаёт, что уже сто лет продолжается война, то конечно же ловит шок, а затем и вживую сталкивается с солдатами народа Огня. Но всё же, он продолжает быть ребёнком, во многом беспечным и инфантильным. Даже осознавая важность своей миссии, он никогда не упускает возможности порезвиться и может пренебрегать ради этого самой своей задачей.

Аанга достают изо льда
Аанга достают изо льда

Однако, потрясения неумолимо наваливаются на Аанга одно за другим. Посетив храм, где когда-то жил, он видит останки убитых в ходе геноцида монахов, и среди них - Гияцо, затем наблюдает картины того, как изматывающая война сказывается на простых людях. Хотя многие рады возвращению аватара, однажды ему приходится столкнуться со стариком, набрасывающимся на него с упрёками - сбежав сто лет назад, Аанг бросил вверенный ему в защиту мир на произвол судьбы. Только тогда Аанг в полной мере осознаёт масштаб своего проступка. Тлевшее в нём всё это время чувство вины, которое он заглушал легкомысленными детскими выходками, окончательно прорывается наружу. Он корит себя за свой трусливый поступок, понимая, что подвёл людей и у них есть полное право на недовольство.

Настоящей опорой Аангу в его нелёгком путешествии становится Катара, с которой у него складываются самые близкие отношения. Почти всегда Катара встаёт между ним и теми, кто пытается как-то его задеть, оправдывает и утешает Аанга, просит других быть с ним помягче. Конечно, их отношения тоже не обходились без конфликтов и даже ссор, но что уж там - такова человеческая природа, и несмотря на это они всегда достаточно быстро мирились и продолжали друг друга поддерживать. Именно Катара помогла Аангу преодолеть его чувство вины, объяснив, что с учётом его возраста его поведение было вполне соответственным, к тому же его наверняка убили бы во время геноцида. Благодаря её поддержке Аангу удаётся отпустить прошлое и понять, что вместо рефлексии, которая никак не поможет, лучше всецело сосредоточиться на изменении будущего.

Аанг делится с Катарой своими переживаниями
Аанг делится с Катарой своими переживаниями

Аанг не сразу понимает, что именно для него значит Катара, но в какой-то момент осознаёт своё влечение к ней. Только совсем не уверен, ответит ли она ему взаимностью, и просто боится ей открыться, боясь испортить отношения. Тут, конечно, ничего удивительного нет, всё по лекалам романтических отношений в разных произведениях. Но Катара в действительности настолько много для него значит в духовном плане, что он готов поступаться физическим, лишь бы сохранить её возле себя (и при этом настолько боится открыть ей свои чувства, что своим поведением в Пещере Двух Влюблённых как раз и отталкивает её от себя). Лучше всего привязанность Аанга проявляется в том, что он при видении о попавшей в беду Катаре бросает раскрытие чакр и срывается ей на помощь, что впоследствии чуть не стоит ему жизни, а всему миру - окончательного покорения Королём Фениксом. Неудивительно, что в конечном счёте у них Катарой таки образовались крепкие любовные отношения.

Помимо Катары, Аанг крепчайше привязан к своему летающему зубру по имени Аппа, и после его похищения впадает в настоящее помешательство. Он перестаёт думать и заботиться о членах своей команды, переживающих нелегкий путь через пустыню, отдаваясь во власть ярости и страха за своего любимца. На время он даже теряет надежду на то, что мир можно изменить. Это становится для Аанга одним из уроков - несмотря ни на что, он должен заботиться о тех, кто у него остался, и продолжать своё дело.

После похищения Аппы Аанг по-настоящему разъярён
После похищения Аппы Аанг по-настоящему разъярён

Другой урок Аанга связан с терпением. Несмотря на то, что он от природы достаточно спокоен и рассудителен, он может легко переключиться с чего-то важного на любую шалость и не успокоиться, пока не добьётся своего, а также склонен к редким вспышкам гнева. Ему преподаётся довольно жёсткий урок во время обучения магии огня у дезертира Джонг-Джонга - вместо следования инструкциям и приведения себя в состояние спокойствия и контроля он спешит овладеть стихией как можно скорее, вследствие чего случайно наносит ожоги Катаре - самому дорогому для него человеку. Это и приводит Аанга к пониманию, что правила что обычного обучения, что обучения аватара придуманы не просто так. Он не должен пренебрегать наставлениями тех, кто опытнее и мудрее него. Он уже самостоятельно принимает решение следовать правилам обучения и прежде стихии огня постигнуть магию земли.

Аанг не слушает учителя и делает всё по-своему, что приводит к неблагоприятным последствиям
Аанг не слушает учителя и делает всё по-своему, что приводит к неблагоприятным последствиям

Конечно, Катара была для Аанга хорошим подспорьем и могла найти к нему правильный подход, но порой ему требовалось обращение иного толка. Жёсткая и строгая Тоф как нельзя лучше подошла для того, чтобы помочь Аангу в освоении магии земли - мягкость, к которой он привык с Катарой, не подходила для овладения твёрдым и грубым искусством. Аватар должен быть всесторонне развитым, и под влиянием одной лишь Катары он бы просто слишком размяк и не смог бы исполнить свою миссию.

Тоф обращается с Аангом строго, и это позволяет ему преодолеть трудности в освоении магии земли
Тоф обращается с Аангом строго, и это позволяет ему преодолеть трудности в освоении магии земли

Помимо всего прочего, Аанг должен был научиться ещё и тому, что его обязанности могут быть выше некоторых личных вещей. Из-за стремления любой ценой спасти Катару он едва не обрёк весь мир на поражение, проиграв бой Азуле и чуть не погибнув. Это вновь спровоцировало в нём чувство вины, он наконец понял, что должен поступаться некоторыми личными привязанностями ради блага всего мира, поступаться малым ради большего, а не наоборот. Ведь он принадлежит в первую очередь всему миру, а не себе самому, как обычный человек. Он настолько преисполнился чувством вины, что попытался самостоятельно всё исправить и отправиться в Страну Огня в одиночку, однако снова едва не погиб в шторме - и теперь уже должен был уяснить, что для победы ему необходима помощь товарищей. Ему нужно было поступиться даже надеждой для всего мира, уверенного, что аватар погиб - хотя он боялся, что из-за этого дух людей может пасть, всё-таки ради дела ему пришлось скрыть факт своего выживания. Он надевает на голову повязку, прикрывая свои татуировки, и сжигает свой повреждённый воздушный планер, давая и окружающим, и самому себе понять, что готов переступить через свою гордость и на время лишить человечество надежды, только бы выполнить задачу.

Аанг готов расстаться со своими привязанностями ещё раз
Аанг готов расстаться со своими привязанностями ещё раз

Перед началом вторжения в Страну Огня, когда ему предстоит сражение с Хозяином Огня, Аанга начинают одолевать навязчивые мысли, оборачивающиеся ночными кошмарами, вытекающей из них бессонницей и вытекающими из неё галлюцинациями. Он сам виноват в том, что его сущность аватара оказалась повреждена, и над ним неумолимо продолжает давлеть груз ответственности за весь мир. А он, несмотря на всю свою прогрессию, всё-таки ещё ребёнок, которому куда как сложнее справиться и со своими недостатками, и со своими страхами, и со своими привязанностями. Ему постоянно приходится балансировать на тонкой грани между верностью отдельно взятым людям и долгом перед всем белым светом, что куда как непросто даже для взрослого человека.

Аанга мучают бессонница и навязчивые мысли
Аанга мучают бессонница и навязчивые мысли

Ну и наконец, главное, через что буквально все вокруг требуют его переступить - это через принципы своего народа, которым его обучали с младенчества. Воздушный кочевник не имеет права отнимать жизнь, но именно это требуют от него сделать с Хозяином Огня - ради блага всего мира. И тут, конечно, мультсериал не отважился заходить слишком далеко, так и не поставил Аанга перед безальтернативным выбором, в котором тому пришлось бы окончательно решить: либо он убивает Озая и спасает мир, либо отступает и обрекает его на порабощение. Вместо этого Аангу была дана возможность лишить Озая магии, поэтому итоговая дилемма оказалась не столь тяжёлой. Но, по крайней мере, душевные терзания Аанга до того, как он овладел магией энергии, были показаны неплохо - все давили на него, требуя раз и навсегда избавить мир от Хозяина Огня, даже его перешедший на сторону сопротивления сын, а когда Аанг ушёл в медитацию и начал просить совета у предыдущих воплощений аватара - все, даже миролюбивая воздушная кочевница Янгчен, настаивали, что нужно переступить через свои убеждения ради блага всего мира. Предыдущие аватары тоже совершали ошибки: нерешительность Курука привела его к потере любимой, нерешительность Року позволила развязать Столетнюю войну, зато Киоши, расправившаяся с Чином Завоевателем, положила конец его экспансии и привела мир к порядку и процветанию. Буквально всё говорит Аангу о том, что ему надо отринуть свои принципы и отнять жизнь самого ужасного человека на свете, но как видим, до конца эту тему выжимать всё же не стали. А было бы интересно посмотреть, как на Аанге сказалось бы превращение в убийцу.

Аанг лишает Хозяина Огня Озая магии
Аанг лишает Хозяина Огня Озая магии

Вновь от Аанга требуется нарушить свои принципы уже после окончания войны: Зуко сам просит убить его, если начнёт становиться таким же, как его отец. Из-за кризиса движения по восстановлению гармонии у Аанга и его друзей начинают возникать подозрения в том, что Зуко пошёл по кривой дорожке. И вот Аанг опять на перепутье: выполнить обещание, которое сам же дал Зуко, или опять поступиться общим благом ради личных привязанностей. Конечно, в этом случае хорошо, что он снова не смог поступиться своими принципами, ибо конфликт возник из-за неразберихи и непонимания, а не из-за появления у Зуко тёмных мотивов. Но всё же, Аанг снова проходит через душевное испытание и даже разрывает связь с самым близким ему аватаром - Року, который вновь настаивает на необходимости пойти на убийство. Впрочем, впоследствии Аанг восстанавливает связь с ним, и Року объясняет ему, что советы, даваемые предыдущими аватарами, исходят из их собственного жизненного опыта, поэтому даже советуясь с ними, новый аватар не обязан во всём им следовать, а должен искать собственный путь, если это возможно.

Также Аангу пришлось столкнуться со стремительно меняющимся миром, который вовсю захватывал технический прогресс. Ему тоже нелегко было через это проходить, поскольку всё учение воздушных кочевников строилось на близости с природой. На священной земле, где кочевники раньше проводили празднества, построили завод, а люди начали вытеснять магов посредством новых технологий. Аанг цепляется за прошлое, не желая отпускать традиции своих предков и разрушать привычный уклад, но в то же время понимает, что остановить прогресс ему не под силу, и остаётся лишь приспосабливаться к меняющемуся миру, стараясь делать всё, чтобы эти изменения проходили как можно менее болезненно. Янгчен объясняет ему, что память о прошлых жизнях дана не для того, чтобы жить прошлым, а для того, чтобы не повторять ошибок прошлого. Его задача, как аватара - соблюдать баланс. Между людьми и духами, между магами и немагами, между традициями и прогрессом.

Прошлое нужно помнить, но не стоит за него цепляться
Прошлое нужно помнить, но не стоит за него цепляться

Взрослым Аанг стал уже куда более решительным - он без рефлексии лишает криминального авторитета Якона магии, понимая, что это единственная возможность его остановить. Он всё ещё неспособен на убийство, но готов прибегать к жёстким мерам, если это необходимо для общего блага.

Аанг отнимает магию у Якона
Аанг отнимает магию у Якона

Как можно заметить, за свою историю Аанг совершает реальную прогрессию, превращаясь из легкомысленного ребёнка, думающего лишь об играх и веселье, в умудрённого и ответственного аватара, способного переступить через свою природу и принять сложные решения, если это необходимо. Убийство - единственный барьер, который он так и не смог преодолеть, но может статься, именно это помогло ему сохранить человечность, которая всегда притягивала к нему окружающих. Аанг научился спокойствию и выдержке, научился принимать свои обязанности и расставлять приоритеты. Судьба подбрасывала ему подчас жестокие уроки, которые помогли ему нести на себе бремя аватара, но при этом сохранить свою добрую натуру.

Другие статьи об "Аватаре":

Общий взгляд: Легенда об Аанге

Общий взгляд: Легенда о Корре

Социально-политическое устройство мира. Проблемы власти, прогресса и общественного уклада

Психоразбор персонажа: Катара. Материнский инстинкт и !феминизм!

Психоразбор персонажа: Сокка. Гениальность в обёртке дури

Психоразбор персонажа: Тоф. Последствия чрезмерного контроля или Глоток свободы для ребенка

Психоразбор персонажа: Зуко. Конфликт морали и привитых убеждений

Психоразбор персонажа: Азула. Ребёнок в плену своего отца

Психоразбор персонажа: дядя Айро. Добро с кулаками, или Тихий омут с сюрпризами

Не совсем психоразбор персонажа, а сценарная ошибка и её последствия: Корра. Тупость и отвага

Анализ антагонистов и их идей (Легенда о Корре)

Психоразбор персонажа: Кувира. Комплекс брошенного ребёнка

Психоразбор персонажа: Киоши. Аватар, у которого всё не как надо (Но ориентация правильная)

Разбор антагониста: злодей ли Цзяньчжу?

Психоразбор персонажа: Юн. Роковая ошибка, или Самый трагический персонаж в книгах о Киоши

Преемственность цикла Аватара: тернистый путь с подводными камнями

Другие статьи о мультфильмах:

Как Эльза прошла через психические расстройства и депрессию

Храбрая перцем

Райя и странная мораль

Образ Грю из "Гадкий я"

Мегамозг и притча о вреде стереотипов

Что скрывают красные туфельки?

Головоломка эмоциональной цельности

Большой, зелёный и не злой

Принцесса Мононоке: ненависть убивает. Анимешный прародитель Аватара

Разбор происходящего в "Зелёной змее" с точки зрения психологии Сяо Цинь

Все смыслы франшизы "Как приручить дракона"

Почему все хвалят Аркейн и почему он этого заслуживает?

Старое против нового: куда двигаться? Разбор мультфильма "Хранители дверей"

Мульт-баттлы:

Битва Титанов. Аватар: Легенда об Аанге vs. Принц драконов