Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Открытые направления итогового сочинения в 2021/22 учебном году и список литературы

Пока я на даче ловила последние теплые деньки и прощалась с летом, ФИПИ опубликовал направления для итогового сочинения:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание – вечная тема.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

А я понять не могла, что за нездоровый ажиотаж на моём канале вокруг старой статьи о дорогах в русской литературе, почему она вдруг стала такой востребованной. А оказалось, вон в чём дело: первое направление нацеливает одиннадцатиклассника на размышление о дороге - реальной, воображаемой, книжной.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Как следует из комментария к направлению, "выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства".

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Ну, что сказать? Шикарное направление, на мой взгляд. Перекликается с направлением 2015 года - "Путь", в рамках которого мы пытались рассуждать не только о дороге в конкретном понимании этого слова, но и о поиске жизненного пути.

В таком случае любое крупное литературное произведение проиллюстрирует это направление. Предлагаю на выбор несколько романов, где есть и реальные дороги, и путь героя к самому себе.

  • "Капитанская дочка"
  • "Война и мир"
  • "Очарованный странник"
  • "Хождение по мукам"
  • "Тихий Дон"
  • "И дольше века длится день"

Для тех, кто не особо дружен с чтением и не уверен, что осилит объёмное произведение, предлагаю прочитать рассказы Юрия Нагибина "Заброшенная дорога" и Джека Лондона "Любовь к жизни".

P.S. Пару дней подумав, написала статью "Человек путешествующий: "детская" литература для написания "взрослого" сочинения. Кому интересно, ознакомьтесь.

Второе направление, заостряющее внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, - это немного изменённое прошлогоднее "Время перемен". Поэтому буду рекомендовать прошлогодний список литературы, включающий произведения о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир.

  • "Собачье сердце"
  • "Прощание с Матёрой"
  • "451 градус по Фаренгейту", "Вельд"
  • "И дольше века длится день"

Для тех, кто нацелен на третье направление, логично будет перечитать "Преступление и наказание". Также, если тема будет связана с нравственным выбором, последствиями преступления, возмездием и муками совести, можно воспользоваться традиционными палочками-выручалочками: "Капитанская дочка" и "Сотников" - наше всё.

Четвёртое направление - это просто праздник какой-то. Бери любое произведение литературы, музыки, театра или кино (в том числе мультипликационное или документальное) и пиши. Главное - отметить, что оно является личностно важным для автора сочинения: произвело сильное впечатление, или помогло найти ответы на сложные вопросы, или совпадает с жизненным опытом выпускника, его нравственными установками и так далее.

Более развёрнутые размышления о четвёртом направлении можно найти здесь.

Пятое направление - единственное из предложенных, которое мне не нравится. Но если отстраниться от современной политической ситуации и углубиться в само понятие "гражданин", то, конечно, прежде всего приходит на ум "Поэт и гражданин" Некрасова ("Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан"), откуда плавно можно перейти к теме поэта и поэзии в лирике Пушкина, например. Тем, кому невтерпёж порассуждать о путях совершенствования государственного устройства, об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, рекомендую текст Захара Прилепина "А вам не всё равно?", написанный для Тотального диктанта 2012 года.

Первые впечатления от итоговых направлений этого года - интересные, широкие. С удовольствием буду работать с первым - четвёртым. Возможно со временем, когда прочувствую их глубже, напишу о каждом направлении отдельно и расширю список литературы.

На сегодня всё. Как вам направления, коллеги? Какие литературные произведения будете разбирать со своими учениками в первую очередь, чтобы убить одним выстрелом несколько зайцев? Я, пожалуй, начну с Брэдбери.

Возможно, новым читателям моего канала будет интересна прошлогодняя статья "Подготовка к итоговому сочинению: статья в вопросах и ответах"

Примеры сочинений по направлениям прошлого года можно найти здесь:

Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?

Образец итогового сочинения по направлению "Разговор с собой" (тема "Когда человек чувствует себя счастливым?")

Как вы понимаете высказывание немецкого философа Ф. Ницше: «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»?

Также при подготовке с сочинению вам могут пригодиться статьи:

Формулируем тезис к конкретной теме

Составляем логическую схему сочинения.