Все советские школьники по программе истории учили даты. Много исторических дат. А чтобы легче зазубрить столь скучный материал, придумывали разные способы запоминания. По хронологии, под общие события как-то пытались подогнать. Мне интересней было учить даты парами, связывая их арифметически.
Так объединялись в голове совершенно далекие события. В одной из пар начало книгопечатания на Руси (1564 год) сопоставлялось для памяти с воссоединением Украины с Россией в 1654 г. Удобно – переставляешь лишь две цифры в середине. Но книгопечатание – да, интересно, потому и хорошо запомнить. А «воссоединению», вот, трудно было найти ассоциативную основу. Какое-то формализованное событие, наподобие годовщин партийных съездов…
Кто бы подумал тогда, что двадцать лет спустя у нас всерьез нагородят всяких «независимостей» в союзных республиках. И подобные нудные даты будут в неистовом тренде дичайших националистических противоречий между потомками обычных советских людей.
И вот - стало уже интересней разбираться, что имелось ввиду под украино-российским воссоединением в далеком 1654 году. А было то, что сегодня старательно переиначивают в истории бывшей Малороссии нерадивые потомки запорожцев.
В городе Переяславе,
что совсем недалеко от Киева, известный гетман Богдан Хмельницкий собрал тогда представителей запорожских казаков. Вопрос был неотложный – о переходе на службу к русскому царю. И не временно, а под присягу и с отходом к России основных киевских земель. Почему?
В ту пору здесь шла война с поляками, начатая, кстати, совсем не по политическим причинам. Уже сложился обычай, по которому казаки Поднепровья поступали на службу в польско-литовское государство. Войско Запорожское целиком состояло на учетном реестре в Речи Посполитой, а реестровые казаки имели сословные привилегии.
Но полковник этого войска, гетман Хмельницкий, не пожелал более служить короне Польской из-за кровной обиды, нанесенной ему одним из магнатов. Авторитет Хмельницкого среди казаков оказался высок, а нежелание сечевых (нереестровых) запорожцев принимать католические порядки, быстро пополняло его восставший отряд вольнолюбивым людом.
Восстание переросло в целую освободительную войну. В войско Хмельницкого стекались добровольцы со всех украинских земель. На его стороне выступил и крымский хан. Вначале это было победное шествие с занятием городов и разгромом польских войск наголову.
Война затянулась,
чередуясь с напряженными перемириями, но инициатива и воля к победе больше сопутствовала запорожцам. На очередном этапе удачных военных действий Богдан Хмельницкий образовывает Гетманщину, охватившую, по сути, те земли, которые мы сегодня называем Украиной.
Низовые казаки, начавшие свой поход за волю, получили ее в достатке. От изгнанной польской шляхты им перепали теперь немалые богатства. Как водится, роскошные победы ослабляют боевой дух восставших, и над Гетманщиной нависла угроза польского реванша.
Тем паче, что возникшая на больших просторах казацкая вольница не могла не стать предметом хищных интересов соседей. Помимо мобилизовавшейся Польши, на эти земли бросали плотоядные взоры крымчаки, венгры, шведы, Ватикан. И конечно же, турецкий султан тоже повел речь о своем протекторате здесь, дабы ослабить польские и русские границы.
Турки задабривали Богдана драгоценными подношениями, предлагая большую автономию в его «украинской провинции». Султан предлагал ввести сюда стотысячную армию для защиты от ляхов и московитов. Богдан колебался, он даже направил послов в Стамбул, чтобы подтвердить свою возможную лояльность. Этого требовали обстоятельства.
Но, конечно, служить туркам было бы еще хуже, чем уживаться с поляками. А остальные варианты просто светились корыстью и алчностью потенциальных покровителей, будь то крымский хан, или европейские державы.
Реванш поляков
состоялся в Берестецкой битве, когда запорожские войска были окружены в болотах. Принимая очередное перемирие с Речью Посполитой, Хмельницкий уже не надеялся, что на вынужденной реестровой службе у польского короля можно требовать уважения к православию украинских людей.
В ответ на взаимные поражения, обе стороны погрязли в мести. В эти годы кровь на Украине лилась рекой. Карательные экспедиции поляков, благословляемые Ватиканом, нацелены были искоренить весь казацкий род, а сочувствующих украинцев зверски казнили. Возмущенный народ шел убивать шляхетские семьи вместе с детьми, стариками, слугами...
Гетманщина не могла уже существовать бескровно. Тем более, что поляки пошли на очередное коварство, переманив на свою сторону крымскую орду. Татары начали опустошать православную Украину.
Хмельницкий понимал, что удержать свободу от нашествий басурман он сможет лишь в союзе с православным Русским Царством. И после победы над поляками под Батогом, ознаменовавшей кульминацию своего восстания, он был настойчив в прошениях к царю Алексею Михайловичу о принятии в подданство.
В какую правду верил тогда сам Богдан? Называя себя «самодержцем руським», он шел на воссоединение с Москвой дабы «выбить из лядской неволи весь руський народ». Не больше не меньше. А по поводу сути того союза слова его были такими: «Русь будет господствовать…, а я хозяин и воевода Киевский и свободно мне там распоряжаться…».
Какие еще нужны споры о «незалежности»?
Ваша подписка, лайк - честь для Аргуса. Не сомневайтесь в благодарности правды!