Найти тему
ООО ПЛЦ "Эксперт"

Охрана труда, история возникновения и развития

В 2014 г. специальная оценка условий труда (СОУТ) заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда (АРМ). Сейчас, к сожалению, очень мало кто знает, что начало этому процессу положила более 30 лет назад Компартия СССР (КПСС), по инициативе которой Совет Министров СССР и ВЦСПС выпустили постановление от 15 августа 1985 г. № 783 «О широком проведении аттестации рабочих мест и их рационализации в промышленности и других отраслях народного хозяйства».

На государственном уровне впервые о охране труда в истории России сообщил Михаил Васильевич Ломоносов. В третьей части своей книги "Первые основания металлургии, или рудных дел" уделяется внимание охране труда горняков, начиная от описания правильной организации подземных работ и мер по их безопасности и кончая характеристикой оградительных сооружений и одежды рабочих. Здесь же и страстный протест против применения на горнозаводских предприятиях детского труда, калечащего психику и здоровье. Свое изложение Ломоносов сопровождает множеством советов, касающихся наиболее целесообразной и безопасной организации производства. Ломоносов стремился облегчить труд шахтеров, без потери производительности.

История появления охраны труда как таковая началась в 1818 году. 7 января был принят закон о надзоре за работами. Закон был призван повысить уровень безопасности на заводах и рудниках. Именно этот день можно считать днем рождения российской охраны труда. Спустя 40 лет, в 1859 году в России появляется специальная комиссия, которая оценивает условия труда на многих заводах.

Официальное понятие "Охрана труда" появляется с момента установления советской власти, это определение создаёт новый исторический подход к организации труда. В марте 1917 года газета "Правда" публикует лозунги: "Земля – крестьянам", "Охрана труда – рабочим".

В 1985 году власть проводит знаменитый апрельский пленум ЦК КПСС, на котором новоизбранным лидером тогда великой страны был провозглашен курс на “перестройку” и “ускорение” социально-экономического развития страны. В развитие той инициативы и вышло постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1985 г. № 783 “О широком проведении аттестации рабочих мест и их рационализации в промышленности и других отраслях народного хозяйства”. При проведении аттестации рабочих мест в те времена планировалось обеспечить:

  • учёт всех рабочих мест, выявление рабочих мест, не соответствующих прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, требованиям охраны труда, передовому опыту, нормативам и стандартам, и на этой основе их рационализацию;
  • сокращение применения ручного и тяжелого физического труда, а также рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, ликвидацию малоэффективных рабочих мест, увеличение коэффициента сменности работы оборудования;
  • проверку обоснованности применяемых норм трудовых затрат и внедрение технически обоснованных норм;
  • повышение эффективности бригадной формы организации и стимулирования труда;
  • широкое участие рабочих, инженерно-технических работников и служащих в проведении аттестации и рационализации рабочих мест.

Тогда АРМ проводилась планомерно, не реже двух раз в пятилетку для внедрения в практику планирования и учёта балансов рабочих мест и трудовых ресурсов, создания новых и реконструкции действующих предприятий, утверждения лимитов численности работников предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории, трудоустройства пенсионеров, женщин, имеющих детей, выпускников средней школы, а также лиц с ограниченной трудоспособностью.

Во исполнение правительственного постановления № 783 советские ведомства выпускают Типовое положение об аттестации, рационализации, учёте и планировании рабочих мест от 14 февраля 1986 г. № 588-БГ. Типовым оно было для отраслевых министерств и ведомств и министерств союзных республик, которые разрабатывали на его основе аналогичные положения. Основными целями аттестации, рационализации, учёта и планирования рабочих мест в то время были повышение эффективности производства, качества продукции и рациональное использование основных производственных фондов и трудовых ресурсов на предприятиях, в отраслях, на территориях и в народном хозяйстве за счет:

  • ускорения роста производительности труда на основе приведения рабочих мест в соответствие с требованиями научно-технического прогресса;
  • сокращения применения ручного и тяжелого физического труда, повышения содержательности и привлекательности труда;
  • улучшения использования основных фондов путем ликвидации излишних рабочих мест и рабочих мест с устаревшим оборудованием, концентрации работ на наиболее прогрессивном оборудовании, обеспечения сбалансированности числа рабочих мест и работающих и повышения коэффициента сменности работы;
  • улучшения условий труда и техники безопасности на каждом рабочем месте, повышения культуры производства;
  • повышения социальной активности и квалификации работающих, широкого привлечения их к управлению, в том числе к оценке достигнутого уровня производства и определению мер по его совершенствованию.

Согласно, замыслу руководителей экономики той эпохи, аттестация и рационализация рабочих мест должны стать органическим элементом системы хозяйствования и управления производством, важным средством мобилизации резервов повышения производительности труда, совершенствования его нормирования.

К Типовому положению были приложены интересные формы, такие как ведомость учёта рабочих мест и результатов их аттестации, карта аттестации рабочего места с такими показателями как, например, качество продукции работ, производительность оборудования, коэффициент занятости рабочего, уровень использования оборудования во времени, проект плана на каждый год с основными показателями использования рабочих мест и рабочей силы, расчёт ориентировочных объёмов и воспроизведенной структуры капитальных вложений, необходимых для обеспечения запланированного ввода рабочих мест, сводный баланс рабочих мест и трудовых ресурсов.

Тогда же Главным государственным санитарным врачом СССР за № 4137-86 от 12 августа 1986 г. утверждается “Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса)”, в которой выделяются три класса “условий и характера труда”: “Оптимальные” (I класс), “Допустимые” (II класс) и “вредные и опасные условия и характер труда” (III класс), которые – III класс – в свою очередь также были дифференцированы на 3 степени в зависимости от “вредности и опасности”.

-2

Потом выходит постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 г. №387/22-78 “Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда”. Этим постановлением предусматривалось, что доплаты за условия труда производятся на рабочих местах, на которых выполняются работы с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Доплаты устанавливались в процентах к тарифной ставке в диапазоне от 4 до 24 процентов. Размеры доплат для конкретных работников определялись в этом диапазоне на основе аттестации рабочих мест и оценки условий труда.

Утверждённое Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочих за условия труда содержало почти «современную» форму карты аттестации условий труда на рабочем месте с уже привычными нам показателями факторов производственной среды (пыль, вибрация, шум и т.д.). Удивительно, что этим постановлением продолжали пользоваться при проведении уже «современной» АРМ вплоть до введения СОУТ, несмотря на явную нестыковку классификаций.

А что потом? А потом 90-е годы. Приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 2 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», который утвердил Инструкцию по проведению АРМ, снизил уровень задач первоначальной аттестации 80-х годов до выявления одних лишь условий труда. В связи с ликвидацией Госплана и ударных пятилеток, сроки проведения аттестации устанавливаются теперь самим предприятием, исходя из изменения условий и характера труда, техники, технологии, но не реже 1 раза в 3 года.

В эпоху 90-х выходит постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, утвердившее списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (те самые «Список 1» и «Список 2»), которое предписывало провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда. Потом был приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 2 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Совет Министров РСФСР постановлением от 2 октября 1991 г. № 517 “О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет” обязал руководителей предприятий, организаций провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда.

Таким образом, политика постепенного ухода от льготных списков, начало которым было положено в середине прошлого века, наметилась ещё в поздний советский период, в конце 80-х – начале 90-х гг., когда экспериментальная тогда еще аттестация «первой волны» рассматривалась как фактор модернизации производства и постепенного улучшения условий труда. Уже тогда стало ясно, что гораздо эффективнее периодически оценивать реальные условия труда работников, чем постоянно пересматривать быстро устаревающие списки, не поспевающие за техническим прогрессом.

А потом, после ельцинского периода первоначального “накопления” капитала, настала эпоха бурного капитализма 2000-х годов с перестроенной на «современный» лад. Выходит постановление Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях». За ним Минтруд выпускает постановление от 10 декабря 2002 г. № 77 «Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий», но оно не успело проявить себя в полной мере – либерально-административные реформы в 2004 году ликвидировали неудобный бизнесменам Минтруд и запретили «кошмарить бизнес». Пришла эпоха «эффективных менеджеров» с их играми в «управление рисками».

-3

А дальше вы сами знаете что стало – это уже наши дни: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” и Приказ Минтруда России от 24 января 2014г. № 33н, утвердивший Методику проведения СОУТ. Этим ныне действующим нормативно-правовым актам непосредственно предшествовали приказы Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 26 апреля 2011 г. №342н и от 31 августа 2007 г. № 569 с бессменной “методикой” – Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Это Руководство заменило Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», которое повторяет привычную нам классификацию условий труда, применяемую ныне для целей СОУТ, первые 4-ступенчатые контуры которой были обозначены постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 “О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда” и Руководством Р 2.2.013-94.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если у вас остались вопросы, специалисты ООО ПЛЦ «Эксперт» готовы дать вам более подробную информацию, проконсультировать онлайн или по телефону.

Обязательно свяжитесь с нами:

ООО ПЛЦ «Эксперт»

Телефон: 8(8652)29-10-85;

Генеральный директор:

Ямковой Сергей Алексеевич +7 918-754-7000;

Руководитель отдела маркетинга:

Корхонен Ирина Александровна +7 918-744-19-06;

Cайт: plc-еxpert.ru

E-mail: info@a7000.ru

#соут #охрана труда #обучение по охране труда #заказать соут #трудовой кодекс