Герман Брахерт являлся одним из самых известных скульпторов Восточной Пруссии, хотя в Кёнигсберг этот уроженец Штутгарта переехал уже в 29-летнем возрасте, по приглашению здешней Школы искусств и ремесел. Кстати, к этому моменту Герман вот уже третий год как был женат на Марии фон Вистингхаузен из старинного рода остзейских баронов.
Сама Миа (так девушку звали родные и друзья) родилась в Санкт-Петербурге и была моложе супруга на три года. Она также выучилась на скульптора, хотя в дальнейшем – точнее, с 1927 года переквалифицировалась на фотографа, достигнув определенных успехов в новой профессии. В частности, ей поручили такую ответственную работу, как составить фотоальбом Кёнигсбергского замка.
Однако вернемся к Герману Брахерту. Он получил в свое ведение кафедру каменной и деревянной скульптуры, кроме того, поскольку в свое время обучался и чеканке, вел класс ювелирного дела. За заслуги перед городом в 1924 году удостоился бронзовой медали от муниципалитета. Но подлинный расцвет творчества Брахерта начался два года спустя, когда он получил подряд на изготовление каменных и бронзовых изваяний для нового здания Кёнигсбергского университета. Его представителей, по всей видимости, впечатлил высеченный скульптором из известняка инженер, за год до этого установленный в одной из стен Дома Техники (здание и скульптура сохранились до наших дней).
Следующие четыре года мастер работал над университетским заказом, время от времени отвлекаясь и на другие. К сожалению, после войны Новый университет восстановили без «архитектурных излишеств», так что, нынешние калининградцы и гости города лишены возможности оценить некогда украшавшие Альбертину произведения Брахерта. Равно как и его скульптуру бога Хроноса (год создания – 1929-й) на фасаде кёнигсбергского Hauptbahnhof (теперь – Южный вокзал), которую новые хозяева города заменили лепниной в виде герба РСФСР.
Брахерт работал не только с камнем, но и с бронзой, из которой в 1927 году исполнил фигуры танцующих девушек в натуральную величину, в 1928-м и 1929-м скульптуры двух президентов Веймарской республики: первого - Фридриха Эберта и его преемника Пауля фон Гинденбурга, бюст прусского премьера Отто Брауна и Шагающую девочку высотой 1 метр 90 сантиметров (обе работы 1929 года).
В 1930 году оказались востребованы ювелирные познания художника, который стал консультировать Государственную янтарную мануфактуру в Кёнигсберге и Государственную художественную литейную в Гляйвице (теперь - польский город Гливице). Но о своей основной профессии Брахерт не забывал, в течение следующих трех лет создав два десятка больших скульптур, множество памятных медалей из бронзы и гравюр на меди. А также, в 1932-м – бронзовый бюст на надгробие известной восточно-прусской поэтессы Фриды Юнг. Похоже, он вообще брался за любой заказ: например, декоративное оформление дверей, ведущих в правительство Калининградской области (бывшее здание Управления финансов Кёнигсберга) – это тоже работа Брахерта.
Тем временем в политической жизни Германии произошли известные изменения. С пришедшими к власти национал-социалистами отношения у Брахерта не заладились с самого начала. В 1933 году немецкие газеты разразились целым рядом оскорбительных для скульптора публикаций. Но едва ли не самым серьезным ударом оказалась статья в «Preussische Zeitung», которая назвала Мию русской еврейкой. Хотя этот фейк быстро разоблачили, и изданию пришлось печатать опровержение, с этого момента Брахертам запретили преподавательскую деятельность, они почти не получали заказов от государства, в основном к супругам-художникам обращались частные лица.
Впрочем, в 1935-м Герману повезло устроиться на постоянную работу в кёнигсбергский филиал компании «Preussag AG», которой принадлежала янтарная мануфактура – правда, только фрилансером. Формально свободному теперь художнику оставалось лишь с горечью наблюдать, как его творения в Кёнигсберге и других городах Восточной Пруссии удаляют, а то и просто разбивают на куски или переплавляют ублюдки из Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei, признавшие подобное искусство дегенеративным.
Оскорбленный до глубины души Брахерт вместе с женой переехал в приморскую деревеньку Георгенсвальде (современный поселок Отрадное), где супруги имели летнюю дачу.
«Наш дом в Георгенсвальде перестраивается, - записала в своем дневнике Мия Брахерт. - Это означает, что снаружи он остается скромным, но внутри, когда он будет готов, это уже не обычный летний домик. Стены выложены стекловатой, а поверх нее белые плиты. Наверху в мансарде появились две маленькие симпатичные спальни со встроенными шкафами и кроватями. Имеется и умывальник с проточной водой. Но самое прекрасное – это центральное отопление с топкой в кухне, обогревающей весь дом. Я была совершенно очарована, когда увидела дом в первый раз уже перестроенным. Он стоит чистый, отделанный со вкусом и ждет нашего приезда. В доме немного гармонирующей с ним мебели…»
В 1938 году набережную близлежащего курорта Раушен (теперь – Светлогорск) украсила одна из самых знаменитых работ скульптора – «Нимфа». Для нее Брахерт уговорил позировать 17-летнюю Кете Циган из городка Регенсбург. Отлитую из бронзы в собственной мастерской художника скульптуру установили в специально сделанной для нее нише. Во время войны произведение оказалось повреждено, однако – нечастый случай! – в конце 1940-х «Нимфу» восстановили. Правда еще через почти 40 лет оригинальную нишу заменили мозаичной раковиной, созданной художником Николаем Фроловым, но многие считают, что от этого композиция даже выиграла: благодаря смальте, из которой изготовлена, раковина будто светится на солнце.
А вот другой широко известной работе Брахерта, которой Раушен украсили в 1944 году, повезло меньше. Но для начала сообщим, что в основу произведения «Несущая воду» легла красивая легенда. В незапамятные времена жила-была красивая девушка. И вдруг ее единственного родного брата безвинно (а может, и по делу, кто знает) заключили в темницу, приказав не давать узнику ни еды, ни питья. Тогда сестра стала тайком носить ему воду, и однажды попалась стражникам. Те якобы сжалились и позволили ей открыто носить кувшин с водой, но… днем, проходя через весь город полностью обнаженной. И хотя сие означало, что надеяться на замужество после такого позора не приходилось, девушка согласилась, чтобы спасти брата. Потому-то глаза этого памятника жертвенной сестринской любви полны неизбывной печали, что Брахерту мастерски удалось передать.
Мраморная «Девушка с кувшином» (как еще называли эту скульптуру), установленная в городском парке, относительно благополучно пережила войну, а после стала одним из самых узнаваемых символов Светлогорска. Но прибалтийская погода безжалостна - на мраморе появились трещины. Это бы еще ничего, но затем над изваянием надругались местные вандалы. Дабы сохранить произведение искусства, в 2002 году его перенесли в дом-музей Брахерта в Отрадном.
А в парке через три года поставили точную копию. Но материал, из которого та была выполнена, оказался еще более недолговечен – не прошло и 15 лет, как эрзац-статуе потребовалась замена. Ее произвели в конце августа 2021 года. И грянул жуткий скандал. Поскольку то, что оказалось на месте брахертовского творения, иначе как уродством назвать было нельзя. В народе эту копию копии немедленно окрестили «Бабой, придавленной горшком», потребовав вернуть пристойный вариант. Как оно там выйдет в итоге – пока неизвестно.
«Несущая воду» фактически стала последней работой восточно-прусского периода в творчестве Брахерта. В начале 1944 года Третий рейх объявил тотальную мобилизацию, и 53-летнего скульптора призвали на военную службу. Правда, проходить ее повезло неподалеку – в частях береговой охраны у Гросс-Курена (сегодня – поселок Приморье Светлогорского городского округа). И кто знает, что сталось бы с Германом и Мией ввиду стремительного приближения Красной армии, но тем же летом Брахерт получил приказ немедленно прибыть в Лейпциг, где приступить к созданию памятника Рихарду Вагнеру, который, как известно, был любимым композитором фюрера.
После капитуляции Германии Брахерт вновь недолго поработал фрилансером, прежде чем вернулся в родной Штутгарт, где получил профессорское звание и руководство классом скульптуры Государственной академии изящных искусств. С 1947 по 1951 годы он даже был ее ректором, но потом перешел на должность проректора, которую занимал вплоть до ухода на пенсию в 1955-м. Впрочем, мастер продолжал преподавать – теперь уже на привычных свободных началах, часто выступал в роли художественного консультанта, и в 1961 году удостоился I степени ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия». Скончался Герман Брахерт через два года после смерти своей любимой жены - 2 июня 1972 года, на 82-м году жизни.