Найти в Дзене
Хроники Пруссии

Безжалостный Хронос: как скульптор Брахерт не поладил с нацистами

Герман Брахерт являлся одним из самых известных скульпторов Восточной Пруссии, хотя в Кёнигсберг этот уроженец Штутгарта переехал уже в 29-летнем возрасте, по приглашению здешней Школы искусств и ремесел. Кстати, к этому моменту Герман вот уже третий год как был женат на Марии фон Вистингхаузен из старинного рода остзейских баронов.

Герб рода фон Вистингхаузенов.
Герб рода фон Вистингхаузенов.

Сама Миа (так девушку звали родные и друзья) родилась в Санкт-Петербурге и была моложе супруга на три года. Она также выучилась на скульптора, хотя в дальнейшем – точнее, с 1927 года переквалифицировалась на фотографа, достигнув определенных успехов в новой профессии. В частности, ей поручили такую ответственную работу, как составить фотоальбом Кёнигсбергского замка.

Мария Брахерт.
Мария Брахерт.

Однако вернемся к Герману Брахерту. Он получил в свое ведение кафедру каменной и деревянной скульптуры, кроме того, поскольку в свое время обучался и чеканке, вел класс ювелирного дела. За заслуги перед городом в 1924 году удостоился бронзовой медали от муниципалитета. Но подлинный расцвет творчества Брахерта начался два года спустя, когда он получил подряд на изготовление каменных и бронзовых изваяний для нового здания Кёнигсбергского университета. Его представителей, по всей видимости, впечатлил высеченный скульптором из известняка инженер, за год до этого установленный в одной из стен Дома Техники (здание и скульптура сохранились до наших дней).

Скульптура инженера на бывшем Доме Техники.
Скульптура инженера на бывшем Доме Техники.

Следующие четыре года мастер работал над университетским заказом, время от времени отвлекаясь и на другие. К сожалению, после войны Новый университет восстановили без «архитектурных излишеств», так что, нынешние калининградцы и гости города лишены возможности оценить некогда украшавшие Альбертину произведения Брахерта. Равно как и его скульптуру бога Хроноса (год создания – 1929-й) на фасаде кёнигсбергского Hauptbahnhof (теперь – Южный вокзал), которую новые хозяева города заменили лепниной в виде герба РСФСР.

Изображение бога Хроноса на Главном вокзале Кёнигсберга.
Изображение бога Хроноса на Главном вокзале Кёнигсберга.

Брахерт работал не только с камнем, но и с бронзой, из которой в 1927 году исполнил фигуры танцующих девушек в натуральную величину, в 1928-м и 1929-м скульптуры двух президентов Веймарской республики: первого - Фридриха Эберта и его преемника Пауля фон Гинденбурга, бюст прусского премьера Отто Брауна и Шагающую девочку высотой 1 метр 90 сантиметров (обе работы 1929 года).

«Шагающая девочка». Скульптор Герман Брахерт.
«Шагающая девочка». Скульптор Герман Брахерт.

В 1930 году оказались востребованы ювелирные познания художника, который стал консультировать Государственную янтарную мануфактуру в Кёнигсберге и Государственную художественную литейную в Гляйвице (теперь - польский город Гливице). Но о своей основной профессии Брахерт не забывал, в течение следующих трех лет создав два десятка больших скульптур, множество памятных медалей из бронзы и гравюр на меди. А также, в 1932-м – бронзовый бюст на надгробие известной восточно-прусской поэтессы Фриды Юнг. Похоже, он вообще брался за любой заказ: например, декоративное оформление дверей, ведущих в правительство Калининградской области (бывшее здание Управления финансов Кёнигсберга) – это тоже работа Брахерта.

Вход в задние правительства Калининградской области.
Вход в задние правительства Калининградской области.

Тем временем в политической жизни Германии произошли известные изменения. С пришедшими к власти национал-социалистами отношения у Брахерта не заладились с самого начала. В 1933 году немецкие газеты разразились целым рядом оскорбительных для скульптора публикаций. Но едва ли не самым серьезным ударом оказалась статья в «Preussische Zeitung», которая назвала Мию русской еврейкой. Хотя этот фейк быстро разоблачили, и изданию пришлось печатать опровержение, с этого момента Брахертам запретили преподавательскую деятельность, они почти не получали заказов от государства, в основном к супругам-художникам обращались частные лица.

Впрочем, в 1935-м Герману повезло устроиться на постоянную работу в кёнигсбергский филиал компании «Preussag AG», которой принадлежала янтарная мануфактура – правда, только фрилансером. Формально свободному теперь художнику оставалось лишь с горечью наблюдать, как его творения в Кёнигсберге и других городах Восточной Пруссии удаляют, а то и просто разбивают на куски или переплавляют ублюдки из Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei, признавшие подобное искусство дегенеративным.

Оскорбленный до глубины души Брахерт вместе с женой переехал в приморскую деревеньку Георгенсвальде (современный поселок Отрадное), где супруги имели летнюю дачу.

«Наш дом в Георгенсвальде перестраивается, - записала в своем дневнике Мия Брахерт. - Это означает, что снаружи он остается скромным, но внутри, когда он будет готов, это уже не обычный летний домик. Стены выложены стекловатой, а поверх нее белые плиты. Наверху в мансарде появились две маленькие симпатичные спальни со встроенными шкафами и кроватями. Имеется и умывальник с проточной водой. Но самое прекрасное – это центральное отопление с топкой в кухне, обогревающей весь дом. Я была совершенно очарована, когда увидела дом в первый раз уже перестроенным. Он стоит чистый, отделанный со вкусом и ждет нашего приезда. В доме немного гармонирующей с ним мебели…»

В 1938 году набережную близлежащего курорта Раушен (теперь – Светлогорск) украсила одна из самых знаменитых работ скульптора – «Нимфа». Для нее Брахерт уговорил позировать 17-летнюю Кете Циган из городка Регенсбург. Отлитую из бронзы в собственной мастерской художника скульптуру установили в специально сделанной для нее нише. Во время войны произведение оказалось повреждено, однако – нечастый случай! – в конце 1940-х «Нимфу» восстановили. Правда еще через почти 40 лет оригинальную нишу заменили мозаичной раковиной, созданной художником Николаем Фроловым, но многие считают, что от этого композиция даже выиграла: благодаря смальте, из которой изготовлена, раковина будто светится на солнце.

Так сегодня выглядит брахертовская «Нимфа» в Светлогорске.
Так сегодня выглядит брахертовская «Нимфа» в Светлогорске.

А вот другой широко известной работе Брахерта, которой Раушен украсили в 1944 году, повезло меньше. Но для начала сообщим, что в основу произведения «Несущая воду» легла красивая легенда. В незапамятные времена жила-была красивая девушка. И вдруг ее единственного родного брата безвинно (а может, и по делу, кто знает) заключили в темницу, приказав не давать узнику ни еды, ни питья. Тогда сестра стала тайком носить ему воду, и однажды попалась стражникам. Те якобы сжалились и позволили ей открыто носить кувшин с водой, но… днем, проходя через весь город полностью обнаженной. И хотя сие означало, что надеяться на замужество после такого позора не приходилось, девушка согласилась, чтобы спасти брата. Потому-то глаза этого памятника жертвенной сестринской любви полны неизбывной печали, что Брахерту мастерски удалось передать.

Лицо «Несущей воду».
Лицо «Несущей воду».

Мраморная «Девушка с кувшином» (как еще называли эту скульптуру), установленная в городском парке, относительно благополучно пережила войну, а после стала одним из самых узнаваемых символов Светлогорска. Но прибалтийская погода безжалостна - на мраморе появились трещины. Это бы еще ничего, но затем над изваянием надругались местные вандалы. Дабы сохранить произведение искусства, в 2002 году его перенесли в дом-музей Брахерта в Отрадном.

Оригинал скульптуры  «Несущая воду» из экспозиции дома-музее Брахерта в Отрадном.
Оригинал скульптуры «Несущая воду» из экспозиции дома-музее Брахерта в Отрадном.

А в парке через три года поставили точную копию. Но материал, из которого та была выполнена, оказался еще более недолговечен – не прошло и 15 лет, как эрзац-статуе потребовалась замена. Ее произвели в конце августа 2021 года. И грянул жуткий скандал. Поскольку то, что оказалось на месте брахертовского творения, иначе как уродством назвать было нельзя. В народе эту копию копии немедленно окрестили «Бабой, придавленной горшком», потребовав вернуть пристойный вариант. Как оно там выйдет в итоге – пока неизвестно.

Лицо «Бабы, придавленной горшком».
Лицо «Бабы, придавленной горшком».

«Несущая воду» фактически стала последней работой восточно-прусского периода в творчестве Брахерта. В начале 1944 года Третий рейх объявил тотальную мобилизацию, и 53-летнего скульптора призвали на военную службу. Правда, проходить ее повезло неподалеку – в частях береговой охраны у Гросс-Курена (сегодня – поселок Приморье Светлогорского городского округа). И кто знает, что сталось бы с Германом и Мией ввиду стремительного приближения Красной армии, но тем же летом Брахерт получил приказ немедленно прибыть в Лейпциг, где приступить к созданию памятника Рихарду Вагнеру, который, как известно, был любимым композитором фюрера.

Герман Брахерт в своей мастерской.
Герман Брахерт в своей мастерской.

После капитуляции Германии Брахерт вновь недолго поработал фрилансером, прежде чем вернулся в родной Штутгарт, где получил профессорское звание и руководство классом скульптуры Государственной академии изящных искусств. С 1947 по 1951 годы он даже был ее ректором, но потом перешел на должность проректора, которую занимал вплоть до ухода на пенсию в 1955-м. Впрочем, мастер продолжал преподавать – теперь уже на привычных свободных началах, часто выступал в роли художественного консультанта, и в 1961 году удостоился I степени ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия». Скончался Герман Брахерт через два года после смерти своей любимой жены - 2 июня 1972 года, на 82-м году жизни.