За последние 20 лет жизнь в тюрьмах и лагерях изменилась в разы. Прежде всего это бытовая сторона.
Всё, что связано с гигиеной, чистотой, всё изменилось в лучшую сторону. За последние 5 лет я проехал 5 лагерей. Везде я получал полный комплект спецодежды (роба 2шт., синтепоновая куртка (телогрейка) с подстежкой и воротник с искусственным мехом, теплое нательное белье, зимняя шапка с искусственного меха, ботинки, полуваленки, сандали и тапочки, трусы, носки, майки, футболки, постельное белье, одеяло и матрас. Всё новое.
Кто читает мои статьи и пишет комментарии, спешу сообщить, что я пишу только о том, что вижу и делаю сам, так как я непосредственный участник событий и в настоящее время сам отбываю наказание.
Сейчас на строгом режиме, до этого 2 раза был особый, ещё раньше строгий и общий, ну и тюрьмы Матроска, Пресня, Кировский централ, Белгородский централ, Вологодский и Коровники в Ярославле. Везде своя специфика. Разные начальники - разные режимы. Разные цвета.
В конце 90-ых на Матросской тишине (СИЗО №1 в Москве) был такой кошмар по содержанию осужденных и подследственных, такой бардак и переполненность камер в 5-6 раз.
В мае 99 года, просидев 5 суток в Сокольническом ИВС (изолятор временного содержания), меня перевели в Матросскую тишину.
Кто не знает, она находится там же, в Сокольниках, между рекой (набережной) Яузой и улицей Матросская тишина.
Не знаю, является ли она наследием ЮНЕСКО, но здание очень старое, в то время и внутри и снаружи прошлый век. Я был первоход, попав в условия, которые были в то время по содержанию арестантов, я был мягко говоря в шоке.
Завезли на автозаке (тогда это был 53 газон с фургоном). Прежде всего шмон (обыск), потом сборка.
Сборка - это камера без шконок, вдоль стен узкие лавочки, намертво вбетонированные в пол, потолки 4-5 метров, полукруглые мрачные своды, времен Екатерины, под потолком окно с кованой решеткой 18 века.
Единственная лампочка ватт на 40, площадь метров 15-20 квадратов, в углу возле тормозов (двери) дальняк (туалет) - дырка в полу, в которую постоянно льется вода.
На этой территории от 20 до 40 человек находятся около суток, пока всех перепишут, снимут отпечатки, зарегистрируют.
Потом временная хата со шконарями из металла без матрасов, вообще пустая, но можно хотя бы прилечь. Там отсеивают по тяжести преступления, и потом поднимают по тяжести преступления.
Тогда на Матроске был большой ОК (общий корпус 5 этажей), БС (большой спец 3 этажа), МС (малый спец 2 этажа), туб. больница, женское отделение. Может было ещё что, я просто не знаю, пишу где был сам, если кто знает, напишите, буду рад узнать.
Меня подняли в ОК на 4-ый этаж 126 Х (хату). Это был ужас, просто открывают тормоза, а там сплошной стеной, как в метро в час пик, стоят люди.
Просто вертухай меня туда впихивает и задвигает тормозами, утрамбовывая меня в камеру.
130 человек на 27 шконок, 50 кв. метров, два зарешеченных окна, где снаружи ещё были реснички и щит металлический с улицы, вообще воздух не проходил, вентиляции нет, дышать нечем в прямом смысле слова. При этом надо ещё всем ходить в туалет, умываться, принимать пищу и спать как-то.
Спали по 6 часов в 4 смены. Спали везде, в связи с переполненностью камер не западло было и под шконарями. При этом ещё все курят, кто пьет, играют в карты, нарды, шахматы, смотрят телевизор. Пиздец!
Хочу заметить, ни матрасов ни постельного белья никто никому не выдавал, и в мыслях не было.
Забегая вперед скажу. что сейчас процедура получения постельных принадлежностей обязательна в каждой тюрьме (будь это сизо или пересыльная, или тем более крытая) - матрас, подушка и пара простыней - как земля за колхозом. Может где-то этого ещё нет. Я был за последние 5 лет на 4 централа, везде выдавали (Киров, Вологда, Ярославль, Коломна). В московских тюрьмах давно всё выдают (Матроска, Бутырка, Пресня , 5 изолятор в Коптево, Печатники - женская тюрьма, Медведково 4 изо-пересылка).
Продолжая историю моего первого знакомства с тюрьмой, хочу сказать, что вообще не знаю, как я это пережил, т.к. заехал на кумарах.
Наркоманы знают, что это такое. Но как по волшебству один шок выбил другой вчистую.
Попав в нечеловеческие условия тюрьмы конца 90-ых, меня просто перестало кумарить, просто появилась цель - хотя бы выжить.
Много воды утекло с того времени, но те первые дни до сих пор стоят перед глазами. Самое смешное, что через месяц я уже чувствовал себя там, как рыба в воде, научился выживать в этой среде. Да и сам стал такой средой.