Найти тему

Младшеклассник с трудом садится за учёбу, отвлекается и делает всё тяп-ляп. Как исправить?

13K прочитали

— Не хочу делать уроки!

— Я ещё немного поиграю!

— Вот покушаю, потом сяду!

— Вот погуляю с Васькой и сделаю!

— Да мне ничего не задали сегодня!

Знакомая для многих ситуация… Фото автора из личного архива
Знакомая для многих ситуация… Фото автора из личного архива
С трудом садится за учебники, а после часов уговоров, когда принимается всё же за тетради, то отвлекается постоянно и делает всё тяп-ляп! На столе игрушки, в голове птички. Мама с валерьянкой, бабушка держится за косяки, папа с дёргающимся глазом уговаривают сына сделать домашнее задание.

В ход идут все воспитательные методы:

— Если сейчас же не сядешь, я вообще не знаю, что с тобой сделаю!

— Ты мне все нервы вымотал, неделя без компьютера!

Хоть раз в жизни, но все мы с этим сталкивались. На выполнение элементарных заданий уходит куча времени, все не довольны:

  • ребёнок не успевает поиграть,
  • мама не сходила в магазин,
  • ещё и на кружок снова опоздали!
А соседский Ванька уже гуляет, как он так быстро всё сделал? Там родители вообще на работе, и никто не помогает.

1. Выясните, не лежит ли корень проблемы в неврологическом здоровье ребёнка

В этом случае ребёнку нужна помощь, возможно, даже медикаментозная поддержка, а родителям придётся поработать над собой и поменять установки.

Диагнозы с самого рождения типа ПЭП, ППЦНС и т.п. наборы букв в карточке говорят нам о том, что у ребёнка слабые (слегка или даже очень) собственные волевые механизмы.

Что делаем?

  • Снижаем спрос, узнаём всю важную информацию от школы сами. Ну не запомнит он и не запишет.
  • Домашнюю работу выполняем вместе и прям сидим над ребёнком, а мяч из-под стола периодически убираем.

2. Волевые механизмы нужно развивать и тренировать, но делаем это мягко

Раз-два в месяц наделяем чадо сверхспособностями и отходим на кухню блинчики жарить со словами: «Попробуй сам переписать эти строчки, а задания к тексту мы сделаем вместе».

— Не хочу делать уроки!  — Я ещё немного поиграю!  — Вот покушаю, потом сяду! — Вот погуляю с Васькой и сделаю!  — Да мне ничего не задали сегодня!-2

Ему действительно не нужны эти уроки, и он лучше поиграет, чем будет заниматься этим скучным занятием, чтоб через 10 лет что-то там! Для ребёнка вообще не свойственно заглядывать так далеко, у них пока всё часами и днями максимум измеряется.

2. Согласитесь, что эти уроки больше нужны вам!

А детская мотивация «хочу быть хорошим, чтоб похвалили» обычно исчерпывает себя годам к 9-10, а то и раньше. Что же делать в этом случае?

Прививаем ответственность и повышаем самооценку ребёнку естественным образом.

Помните в школе дни самоуправления? Расширяем границы.

— Не хочу делать уроки!  — Я ещё немного поиграю!  — Вот покушаю, потом сяду! — Вот погуляю с Васькой и сделаю!  — Да мне ничего не задали сегодня!-3
Метод работает на все 100, если за провалы никто не ругает, а за малейшие успехи поощряют.
  • Пусть сам соберётся на кружок, приготовит с вечера одежду.
  • Сходит в магазин по-взрослому.
  • Выполнит домашнюю работу, которую раньше не делал, и то, что ранее приходилось контролировать.

Ну, опоздает пару раз на занятия, или забудет положить что-то. Ничего страшного, это только начало. Позже ему и самому понравится самостоятельность.

Ваньку помните, соседа? Без контроля ребёнок, сам себе предоставлен и быстро всё сделал. Там, конечно, другие проблемы в семье могут быть, но дети без присмотра более самостоятельные. А нам нужна золотая середина.

Себя в детстве помните? Лично я ругалась с мамой: чтоб гулять до семи, я маленькая ещё, а посуду мыть — большая, значит!))Такая она, детская логика.

— Не хочу делать уроки!  — Я ещё немного поиграю!  — Вот покушаю, потом сяду! — Вот погуляю с Васькой и сделаю!  — Да мне ничего не задали сегодня!-4

3. Очень важно иметь ресурсы вне школы — то, что ребёнку интересно и хорошо получается.

Дома он уже как супермен в маминых глазах, на кружке по робототехнике успешный ученик и если ему комфортно везде, то и на школе это тоже отразится. От грамотного повышения самооценки все дети становятся чуть ответственней.

Я против ремней, против того, чтобы идти на таран, кричать и возмущаться. Нужно искать корень проблемы и работать с ним. Это только пару пунктов, с чего начать.
Конечно, идей куда больше, но это то, на что стоит обратить внимание в первую очередь и методично двигаться дальше. В моём арсенале есть день без забот, определённые фразы в общении с детьми, устройство рабочего места.

Буду рада, если дополните статью тем, что сработало в начальной школе на вашем опыте.

Если вам есть, что сказать по поводу воспитания и образования, присоединяйтесь к обсуждениям на нашем канале!

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

— Не хочу делать уроки!  — Я ещё немного поиграю!  — Вот покушаю, потом сяду! — Вот погуляю с Васькой и сделаю!  — Да мне ничего не задали сегодня!-5

Автор: Наталья Пахомова, педагог-психолог дошкольного образования, мама четверых погодок, трое на СО

Вот ещё кое-что на эту тему:

Советы логопеда-дефектолога: в школе всё хорошо, но первокласснику не нравится. Как готовить к школе

Самые лучшие инструменты, которые помогали нам учиться: опыт СО от Жанны Алибулатовой

Читайте другие статьи автора:

7 признаков токсичных родителей

Как организовать семейное обучение с четырьмя погодками и не сойти с ума