Роман Филиппы Грегори «Еще одна из рода Болейн» вышел в 2001 году и вскоре уже был экранизирован. Нет, я сейчас не о фильме с Натали Портман. Я о довольно любопытной экранизации 2003 года с Джоди Мэй. (Кстати, в следующем посте непременно будет рассказ о ней и сравнение двух фильмов!).
А еще через пять лет романом заинтересовались в США, и в 2008 году вышла та самая нашумевшая англо-американская экранизация, после которой и в наших осинах прилавки оказались завалены изданиями Грегори в ярких обложках.
Оговорюсь сразу, что выискивать анахронизмы и нелепости в обеих экранизациях не собираюсь. И так ясно, что на сколько-нибудь достоверное историческое исследование обе не претендуют. Я хотела даже сказать, что их целевая аудитория (как и целевая аудитория романа Филиппы Грегори) – сентиментальные дамы, любительницы всего красивого и мелодраматичного, но это, пожалуй, относится только к фильму 2008 года. Он действительно очень красив и мелодраматичен. Краски его ярки, картинка – что бы ни происходило на экране – неизменно радует глаз.
Все женщины в фильме – красавицы: и белокурая «простушка» Мэри (Скарлетт Йоханссон), и пикантная Анна (Натали Портман), и даже немолодая королева Екатерина в исполнении Аны Торрент (впрочем, к ее вполне привлекательной внешности добавлена перчинка в виде бородавки над губой – очевидно, чтобы королеву можно было счесть некрасивой).
В цветовой гамме фильма преобладает золото. Им отливают платья дам, волосы «медовой сестрицы» Мэри, сам воздух в покоях дворца, обширные поля вокруг него и марево над ними. Фильм похож на лакированную шкатулку с безделушками – мы словно считываем с экрана все обороты, принятые в дамских романах: здесь и «чувственные губы», которые «манят», и «атласная кожа», и прочие прелести, мастерски преподнесенные оператором, гримерами, костюмерами…
Первые кадры обоих фильмов изображают юную троицу Болейн, резвящуюся на лоне природы. В фильме Чедвика это – детишки, вприпрыжку мчащиеся по тем самым золотым полям, покуда родители обсуждают их будущее.
Детишки вполне себе безлики, как в песенке: «один серый, другой белый» – и более ничего. Безмятежность юных созданий на залитой светом равнине контрастирует с озабоченностью родителей, бредущих в тени дерев, и чует зрительское сердце, что идиллия будет грубо нарушена.
Но... на самом деле в фильме сглажены почти все острые углы романа. Чедвик жалеет зрителей. В следующей статье мы увидим, как обошлась с ними суровая Лоуторп, а пока – кроме единственной грубой сцены насилия над Анной разозленным Генрихом, все будет изысканно и изящно. Впрочем, и та самая сцена будет снята максимально щадяще.
Вся остальная эротика здесь – тоже вполне «дамская», деликатная. Генрих – не брутальный самец, как в романе, а какое-то почти робкое и жалкое создание. А вся драматическая линия соперничества, дружбы-ненависти сестер как-то смазывается. Вообще надо сказать, Скарлетт Йоханссон и Натали Портман, исполнившие роли Мэри и Анны, на мой взгляд, способны на большее – в фильме игра обеих довольно однообразна и уступает работе Кристин Скотт Томас в роли матери сестер.
В итоге фильм Чедвика – сказка для взрослых о двух сестрах: доброй, которая обрела счастье после всех испытаний, и злой, что была жестоко наказана. Финал его картины выжмет слезу даже у скептически настроенного зрителя.
Так что же, мне понравился фильм? Нет. Считаю ли я его неудачным? Напротив, он кажется мне самой удачной из двух киноверсий. И завтра я подробно расскажу об очень занятном фильме BBC 2003 года и объясню, что именно, при всей изобретательности режиссера, так сильно мне в нём не понравилось.
© Ольга Гурфова
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
Удобный путеводитель по моим постам - здесь.
Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))