Найти в Дзене
Интересные русские пьесы «про современную жизнь». Мой личный топ-10! (Часть 1)
Однажды меня спросили: а какие современные пьесы я считаю достойными прочтения и постановки? И есть ли, на мой взгляд, сейчас интересные пьесы о нашей с вами жизни? Подумав, я составила свой личный топ пьес для тех, кто только начинает знакомиться с современной отечественной драматургией. Среди них есть как уже признанные зрителями, неоднократно поставленные, так и совсем недавние, еще не "обкатанные". В моем списке есть тяжелые пьесы, но нет натуралистичных и совсем беспросветных - тех, которые раньше назывались "чернухой"...
172 читали · 3 недели назад
История Гамлета с неожиданного ракурса: пьесы, фильмы, спектакли
29 ноября 2025 года не стало великого английского драматурга-постмодерниста Тома Стоппарда. Командор Ордена Британской империи сэр Том Стоппард Автор более 30 сценариев и пьес, широкому зрителю он известен, пожалуй, прежде всего драматургической основой к фильмам «Влюблённый Шекспир» Джона Мэддена, «Анна Каренина» Джо Райта – и пьесой «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», которую сам же экранизировал. Сэр Томас был великим поклонником Шекспира, но из всех его пьес чаще всего обращался к «Гамлету», которого переосмыслял с помощью самых разных драматургических приёмов...
200 читали · 3 недели назад
«Царь Эдип» в театре «Левендаль». Следствие ведёт Судьба
В 2022 году в Санкт-Петербургском государственном камерном драматическом театре «Левендаль» вышел спектакль «Царь Эдип» в постановке Искандера Сакаева (драматургическая адаптация Анны Колчиной). В 2024 году он был показан в Москве на биеннале театрального искусства «Уроки режиссуры». «Трагедия знания» – говорит программка к спектаклю. «Трагедия знания по великой пьесе Софокла (V в. до н.э.)» – уточняет сайт. Это важное уточнение. Через века Софокл всё ещё задает нам вопрос: дан ли человеку выбор...
108 читали · 1 месяц назад
Завтра иду на довольно любопытную премьеру в Петербурге. 15 ноября в 19-00 – «Записки из подполья» в музее Ф.М. Достоевского. В главной роли – Дмитрий Сутырин, автор инсценировки и режиссёр спектакля Антон Свит, костюм - Ника Велегжанинова. Сам режиссер говорит о постановке: "Спектакль этот - монолог, отчаянная попытка человека объяснить себе и миру, почему жизнь сложилась так, как она сложилась. Повесть эту зачастую считают мрачной, но мне кажется, что это очень смешной текст. Несмотря на все мучения и страдания Подпольного человека." – говорит режиссер, и вот это меня очень привлекает, потому что я редко вижу постановки Достоевского, где проявлен его собственный, природный, иногда горький, – но юмор. Впечатления, обещаю, воспоследуют. А пока – бегу на поезд. Фото Марии Медведевой.
172 читали · 1 месяц назад
«Войцек»: пророчество рано умершего поэта
В 30-е годы XIX века в театрах Германии (тогда она называлась, впрочем, Германским союзом) царила романтическая драма. На сцене появлялись гордые герои, противостоящие року и косному обществу, и произносили монологи следующего содержания: Да, клянусь страшным хрипом тех, кто погиб от наших кинжалов, тех, кого пожрал зажженный мною огонь, раздавила взорванная мною башня! …Вам, верно, и не снилось, что вы станете карающей десницей всевышнего? Запутанный узел рока развязан! Нынче, нынче незримая сила...
178 читали · 1 месяц назад
Новые "Три орешка для Золушки": что там под скорлупой?
Я уже как-то писала, что с симпатией отношусь к скандинавскому кино. И сказки у норвежцев и шведов часто милые, красивые, неизбитые. Но у меня есть-таки свои тринадцать ножей в спину недавнему (2021 года) норвежскому фильму – ремейку прославленных чешских "Трёх орешков для Золушки" Вацлава Ворличека. Начнём с того, что это именно ремейк. На своём канале я уже писала об этом понятии и о том, что его часто путают с "повторной экранизацией". Так вот, картина Сесилии Мосли – это именно "фильм по фильму", пересъемка по существующему сценарию (с некоторыми отступлениями, о коих речь ниже)...
3778 читали · 1 год назад
Советский балет по мотивам... комикса!
В шестидесятые годы на ленинградской театральной сцене появился балет, основанный не на легенде, не на сказке, не на литературном произведении... а на серии карикатур. По сути, в основе балетного либретто оказался комикс. И в то же время, основа эта была хорошо известна зрителю и суперпопулярна! Но обо всём по порядку. После войны знаменитый парижский карикатурист Жан Эффель начал публиковать серию наивных веселых рисунков о сотворении мира. Библейская тема оказалась неисчерпаемым источником забавных...
642 читали · 1 год назад
Проблемы терминологии, или Антиох Кантемир вам всё объяснит!
В XVIII веке театр в России казался ещё диковинкой. Уже существовали самодеятельные и крепостные труппы, уже приглашались в Россию итальянцы с модной тогда барочной оперой. Но всё это было бесконечно ново, да и сам театр, собственно говоря, официально был учреждён только в 1756 году указом Елизаветы Петровны. Удивительно ли, что за тридцать лет до того князь Антиох Кантемир, переводя философский трактат Фонтенеля «Беседы о множественности миров», встал перед сложной задачей. Как объяснить русскому...
316 читали · 1 год назад
Есть артисты, вместе с которыми действительно откалывается осколок эпохи. Дама Маргарет Натали Смит, которую все мы любовно называли "Мэгги"... Покойтесь с миром. Это была прекрасная жизнь, звездная карьера, красивая старость и заслуженные аплодисменты.
289 читали · 1 год назад
Что почитать о театре: десять книг про загадочный труд режиссёра
Режиссёр... Мы считаем, что профессия эта прявилась недавно. И всё же первые режиссёры - хореги - творили уже в античном театре. Так что же это всё-таки за человек? Для чего он нужен, кто он? Интерпретатор пьесы? Соавтор драматурга? Автор спектакля? Педагог, работающий с актёрами? Или всё вместе и ещё что-то сверх того?.. Я предлагаю ответить на этот вопрос куда более мудрым людям, чем я. Перед вами десять книг, написанных или надиктованных знаменитыми режиссёрами - российскими и зарубежными. Начну...
285 читали · 1 год назад
Новая жизнь старых постов: рассказ о Лидии Кореневой, одной из любимых учениц Станиславского. dzen.ru/...dt5
1 год назад
«Почему героев не играют ровесники?»
Под моими статьями о "Ромео и Джульетте" часто пишут: И правда, а почему бы не давать роли ровесникам героев? Зачем консервативные режиссеры упрямо берут на роли Джульетт, Вероник Богдановых, Коль Плужниковых - взрослых артистов лет этак 25-30? И всё-таки, за некоторыми исключениями, роли мирового репертуара должны исполнять опытные актёры. И тому есть три причины. Нет, я не буду писать: «да тинейджеры просто дети, они еще ничего не переживали, за шкафом в вате лежали, что они там могут сыграть»...
4592 читали · 1 год назад