Найти в Дзене

Как распознать неадекватного заказчика во фрилансе?

Оглавление

Много в группе и чате было вопросов о том, как отличить неадекватного заказчика от нормального. По-моему - это хороша тема, для статьи про работу. Давайте обменяемся опытом: Как можно во фрилансе и удалёнке отличить проблемных заказчиков от не проблемных.

Людей, которые хотят попробовать начать зарабатывать в интернете я отправляю на сервис удалённой работы Воркзилла, где можно начать работать удаленно без опыта, регистрация тут . Промокод на скидку 100 рублей на оплату подписки: fp5140017

Создала группу для фрилансеров новичков, для обмена опытом и взаимоподдержки: ссылка тут

Всем привет)

Что для меня проблемный заказчик? Это тот заказчик, который пришлёт 100500 правок, попросит сделать что-то, чего нет в ТЗ (Техническом задании), придет без ТЗ, будет просить мифические гарантии и многое другое.

Если вы работаете напрямую с таким экземпляром, то тут проще. В худшем случае может пострадать ваша репутация, но деньги останутся при вас, при том условии что вы работаете по 100% предоплате. Но, обычно фрилансеры готовы вернуть деньги, лишь бы их репутация осталась белой.

Если вы работаете через биржу, то вам придётся пройти через 3 круга ада, чтобы получить деньги за выполненную работу. Потому что на биржах он не закроет заказ выполненным пока вы не внесёте все нужные ему правки и не сделаете так как он хочет.

Картинка из поиска
Картинка из поиска

Арбитраж? Арбитраж может помочь, если заказчик требует больше, чем указано в ТЗ, но тут тоже есть 2 нюанса.

  1. Арбитраж понимает, что заказчик приносит бирже денег, поэтому он будет к заказчику более лоялен. Нет заказчиков - нет биржи и исполнителей.
  2. Арбитраж в тихую имеет такую политику: Исполнитель должен сделать всё, чтобы решить конфликт по-хорошему. А ещё лучше, изначально подумать, как работать так, чтобы конфликтов даже не возникало.

Поэтому важно надеяться не на арбитраж, а на себя.

Нужно быть бдительным, если:

Заказчик не знает чего хочет.

Такие заказчики обычно приходят без разработанного ТЗ (они не хотят тратить время, деньги на разработку ТЗ). Они говорят: - Ну, сделайте мне вот как тут, но с адаптацией под мою компанию. Тут важно уточнить, что именно нужно изменить, иначе потом окажется, что нужно было изменить ВСЁ.

Заказчик мало платит.

Если объем работы на 5000 руб., а заказчик платит 1500-2000 руб. Бывает, что заказчик заранее разочарован. Он уже знает, что он будет недоволен результатом, поэтому он не хочет платить адекватную цену. Но, такое редко, чаще тут просто халявщики =)

Заказчик платит много.

Чаще всего с ними всё хорошо и именно этот тип заказчиков ценит ваше время и прислушивается к вашим советом. Бывает попадается такой тип, что будет считать, если он платит больше, то вы должны просто "вылизать" его заказ и ответить на всего его 100500 вопросов, но это крайне крайне редко.

У заказчика большое ТЗ.

Ну если это не разработка чего-то большого, а например, задача: написать текст, а ТЗ в 2 вордовых листа меня напугает и заставит задуматься. Если маленькая задача, и большое описание этой задачи - это говорит о том, что заказчик очень придирчивый и он пытается заранее всё предусмотреть.

Заказчик просит гарантии.

Если вы не маркетолог и его нет у вас в штате, задумайтесь если заказчик говорит потом, что его сайт/текст/группа должны продавать и он настроен на какую-то определённую конверсию. Дело в том, что я считаю, что конверсию могут гарантировать только маркетологи, или узко специализирующие люди на продающем копирайтинге. Но, цены у таких людей будут по 50 000 руб. за сайт и по 5 000 руб. за текст на сайт. Никто не может ничего гарантировать с сайтом за 15 000 руб, и текстом за 500 руб. Заказчик должен это понимать. А то, иногда биржи пестрят заказами: Создать продающий сайт, чтобы приносил много заявок, цена 3000 руб. 😂

Заказчик не может чётко отвечать на ваши вопросы, и постоянно берёт паузы или отлучается, чтобы спросить

Либо - это перекупщик, либо менеджер. Хорошо, если это будет опытный перекупщик/менеджер, со своим виденьем выполняемой вами задачи, который будет на вашей стороне, если исходному заказчику не понравится результат. Но, если перекупщик/менеджер неопытны, то вы можете погрязнуть в правках. Например, перекупщик сам супер дизайнер, то он конечно найдёт себе хорошего исполнителя, и уладит если что конфликт, если заказчик будет просить больше, чем нужно. А если перекупщик строитель, и он перепродает заказ по дизайну, могут быть проблемы, он не сможет уладить конфликт, и вы будете править столько, пока заказчик не примет работу у него, а он у вас)))

У заказчика есть негативные отзывы/репутация.

Как показывает практика, если у заказчика плохая репутация, значит не стоит с ним связываться. Даже если платит хорошо, даже если вы начали общаться и вроде всё хорошо.

Со временем у вас появится "чутьё" на них, интуиция будет шептать, когда заказчик будет неадекватен.

Написала из своего опыта ( в разных нишах, есть дополнительные признаки неадекватности), постаралась указать вроде все первоочередные признаки неадекватных заказчиков. Если я что-то пропустила - добавляйте в комментариях 👇 Если интересно, напишу статью об опыте работы с неадекватными заказчиками))

Спасибо, что заходите на канал почитать статьи 😘 Удачного вам вторника!

Дружить в инстаграме: www.instagram.com/mamamnog

-2
Что еще можно почитать: