Для компаний, в рабочих процессах которых используется кредитование и займы, просто необходимо вести полный контроль и учет независимо от взаиморасчетов с клиентами и поставщиками.
Для этого следует использовать отдельные договора кредитов, депозитов и займов, при помощи которых можно вести детализированный учет по этим договорам, начиная с этапов получения и погашения кредита и займов, начисления процентов и комиссий, а также движения денежных средств по этим договорам в «1С:ERP», «1С:Комплексная автоматизация», «1С:Управление торговлей».
Выполним настройки по задействованию функционала «Договоры кредитов и депозитов».
Заходим в раздел «НСИ и администрирование» - группа «Настройка НСИ и разделов» - пункт «Казначейство и взаиморасчеты».
Включаем функционал «Договоры кредитов и депозитов».
Весь учет по кредитам и депозитам отражен в разделе «Казначейство» в группе «Финансовые инструменты».
Рассмотрим наглядно пример: «Выдача займа сотруднику на 10 мес. в размере 1 000 000 руб. с процентной ставкой 3% с использованием договора». Отразим все действия от начала создания договора до начисления и уплаты процентов и возврата займа сотрудником.
Для этого необходимо создать договор, обращаемся к разделу «Казначейство» в группе «Финансовые инструменты», пункт «Договоры по кредитам и депозитам».
Находясь в реестре списков договоров, благодаря командам быстрого отбора находим необходимый нам договор.
Создаем договор, используя кнопку «Создать».
Появляется карточка договора.
Первый этап:
На вкладке «Основное» заполняем поля:
1. «Номер» - номер договора.
2. «От» - дата создания договора.
3. «Рабочее наименование» и «Наименование для печати» - наименование договора.
4. «Характер договора: Кредит или займ полученный, Депозит, Займ выданный» - зависит от условия создания договора.
5. «Статус договора: не согласован / действует /закрыт» - не согласован договор в процессе создания или редактирования; действует – на основании договора происходят оплаты и начисления; закрыт – по договору не выполняются никакие действия.
6. «Тип договора: Внешний займ, Внутренний займ» - зависит от условий создания договора.
7. «Дебитор» или «Кредитор» - зависит от характера договора.
8. «Контрагент» и «Счет» - заполняются автоматически на основании данных выбранного ранее партнера («Дебитор/Кредитор»).
9. «Организация» - выбираем из справочника организаций.
10. «Счет» - заполняется автоматически из справочника организации после выбора пункта 8.
11. «Подразделение» - подразделение организации.
При заполнении реквизита «Дебитор/Кредитор» необходимо, что в карточке партнера на вкладке «Основное» была установлена галочка «Прочие отношения».
Второй этап:
На вкладке «Расчеты» заполняем поля:
1. «Оплата: в рублях, в валюте» и «Валюта: EUR, RUB, USD, У.Е.» - регистрируем договор в необходимой нам оплате и валюте.
2. «Форма оплаты: Безналичная, Наличная» - зависит от условий согласования сторон.
3. «Тип срочности: Краткосрочный, Долгосрочный» - зависит от срока действия договора, до одного года - краткосрочный, свыше 1 года – долгосрочный.
4. «Процентная ставка» и «Тип комиссии».
5. «График платежей» - отражает все выплаты и поступления по договору.
Пройдем по ссылке «Ввести».
В варианте графика используются статусы:
1. Используется.
2. Утвержден.
Одновременное использование двух статусов на один варианта графика указывает на то, что договор исполняется по изначально установленному графику. По этим статусам формируется прогноз движения ДС, определяется эффективность оплат и переплат по процентам. Если статусы отсутствуют (галочка не установлена), то вариант графика хранится как история.
Заполняем поле с наименованием:
Заполняем вкладку «Транши» через команду «Добавить» в ручном режиме - здесь отражается график поступления заемных и выданных средств.
На следующем этапе заполняем вкладку «Оплата» - в этом графике отражаются выплаты (получения) долга, процентов и комиссий. По команде «Добавить» в ручном режиме.
Заполним вкладку «Начисления» - это график, в котором отражаюся проценты по кредиту (депозиту). По команде «Добавить» в ручном режиме.
Заполнять данные по «Траншу», «Оплатам» и « Начислениям» в варианте графика можно не только ручным способом, но и загружать из файлов в формате *xls по команде «Загрузить».
Сохраняем вариант графика.
Возвращаемся в договор и видим, что произошло автоматическое заполнение таких реквизитов как:
1. Первый транш
2. Последний платеж
3. Срок мес.
4. Срок дней
5. Сумма траншей
6. Сумма процентов.
На вкладке «Обеспечение» заполняется справочная информация о «Залоге» или «Поручительстве».
На вкладке «Учетная информация» расположены реквизиты, для их заполнения существуют следующие условия:
Дополнительные банковские счета контрагента – заполняются в том случае, когда необходимо начислять проценты и комиссии по договору на разные банковские счета.
Статьи движения ДС - статьи доходов / расходов, заполняются для начислений и оплат по договору. Для оплаты основного долга и процентов используются разные статьи. Это необходимо для того,чтобы видеть правильные суммы в план-фактном отчете.
Финансовый учет – настройка счетов регламентированного учета по правилам бух.учета, с целью отражения процентов и комиссии в регл. учете. Направление деятельности заполняется, если в организации ведется учет в финансовом результате по направлениям деятельности.
На вкладке Комментарий заполняются данные в произвольном формате.
Чтобы выполнить корректировки по договору после его создания, необходимо зайти в команду «Еще», разрешить редактирование реквизитов. В данном документе используются заблокированные реквизиты, поскольку для их редактирования необходимо принять обдуманное решение.
Рассмотрим этап оплат по договорам кредитов/депозитов и займов.
При этом может использоваться как документ «Поступления безналичных ДС», так и «Приходный кассовый ордер». Он создается отдельным документом или на основании договора.
Используем вариант создания «Поступления безналичных ДС» на основании договора.
Данные в документе заполняются автоматически:
Для отражения начислений процентов и комиссии необходимо обратиться в раздел «Казначейство», к группе «Финансовые инструменты», пункт «Начисления по кредитам и депозитам».
По условию рассмотрения нашего договора с характером «Выданный займ» создаем документ «Начисления по займам выданным».
В поле «Организация» – выбираем организацию, которая указана в договоре.
Период – указывается на конец месяца за прошлый период.
И нажимаем кнопку «Заполнить».
Появляется панель для заполнения данными.
Нажимаем кнопку «Заполнить», и данные автоматически отражаются в документе.
Начисление по кредитам, депозитам и займам является регламентной операцией, которую необходимо выполнить через «Закрытие месяца».
Для учета и контроля получения и погашения кредитов/займов используются отчеты:
«План-фактный анализ оплат и начислений» (раздел «Казначейство», группа «Отчеты по казначейству»).
Этот вид отчета применяется для контроля плановых и фактических движений ДС по договорам.
В шапке отчета выбираем нужный договор и формируем отчет.
В данном отчете четко видна картина движений по плановым, фактическим данным и отклонениям по договору.
Данный вид отчета можно сформировать из самого договора.
Статья доступна на нашем сайте
Душамбаева Марина,
Консультант Компании «АНТ-ХИЛЛ»
Тел. (473) 202-20-10
www.1c-ant.ru
При цитировании статей или заметок ссылка на сайт автора обязательна