Найти тему
39,1K подписчиков

Эпоху делает халтура

496 прочитали

Заросший Никита Хрущев и Казимир Малевич, повышающий культурный уровень советских красноармейцев, на персональной выставке Павла Спасского.

Странное дело – соц-арт сейчас в моде. Художники уже который год расстаются с прошлым смеясь, тинэйджеры не стирая носят футболки с советской символикой, а гостиница «Москва» в одночасье стала символом одноименного города. Но вот планомерно занимается советским изобразительным искусством, не андеграундом, не экспериментами, не оппозиционерами, а именно и исключительно классическим советским мэйнстримом – только одна галерея на всю Москву. Галерея именуется «Ковчег», и 12 сентября там прошел очередной вернисаж – открылась выставка Павла Иосафовича Спасского (1889–1964).

Спасский Павел "Студентка медичка" 1928 Картон, гуашь 16,4х21,7
Спасский Павел "Студентка медичка" 1928 Картон, гуашь 16,4х21,7

Можно не морщить лоб и не делать умное лицо – фамилия художника мало что скажет даже специалистам.

Спасский Павел "Смычка рабочего с крестьянином" 1921 Бумага, гуашь 37,3х31
Спасский Павел "Смычка рабочего с крестьянином" 1921 Бумага, гуашь 37,3х31

Что, впрочем, немудрено – выставка проходит в рамках проекта «Незабытые имена», где выставляются полузабытые либо совсем забытые художники. Павел Спасский – как раз из таких. Работал много, в основном с сфере монументальных росписей, но всегда – на вторых ролях. Были в его биографии росписи Музея изящных искусств на Волхонке, Большого Кремлевского дворца или пострадавшего от бомбы Большого театра – но всегда «в составе», «под руководством…». В общем – способный, талантливый, но ничем особо не выдающийся художник. Да и на выставке представлен большей частью «побочный промысел» — станковая живопись. Казалось бы – типичный проходняк, но нет – именно обилие «текучки» и делает выставку событием.

Спасский Павел "Старые деревья. Малоярославец" 1931 Картон, масло 35,2х44,4
Спасский Павел "Старые деревья. Малоярославец" 1931 Картон, масло 35,2х44,4

Дело в том, что именно классический соц-арт определял внешний облик советской эпохи. Как следствие – выставку можно рассматривать и как художественную, и как музейную. И если художественное значение исчерпывается словами «крепкий середняк», то в плане исторической достоверности выставка в «Ковчеге» сделала многие музейные экспозиции.

Прием «история страны через историю человека» не нов, но крайне редко фокусом становится не «выдающийся деятель времен», а обыватель, рядовая судьба тривиального гражданина в зарисовках.

Спасский Павел "Религия – опиум для народа" 1920-е Бумага, карандаш, тушь, перо 22,4х36
Спасский Павел "Религия – опиум для народа" 1920-е Бумага, карандаш, тушь, перо 22,4х36

Юношеские пейзажи, дореволюционные купальни, позже – фронтовые зарисовки Первой мировой. Затем революция, новое искусство, агитационные лубочные картинки «Голосов противных нет…» и «Долой церковь – гнилой зуб…». Как и у всякого художника в бурные двадцатые годы – море разливанное халтуры, не в смысле бездарности, а в смысле «семью кормить». Афиша фильма «Коллежский регистратор», эскиз игрушки «Артиллерия у нас…» с бравым красноармейцем, стреляющим из пушки по классическому буржую в цилиндре, или плакаты «Пайщик, в поход за утилем» и «Щетина – ценный товар» заставляют вспомнить классическое «дьявол – в деталях». Облик эпохи в этих однодневках схвачен крепче, чем в кипе исторических монографий.

 Спасский Павел "Коллежский регистратор. Эскиз киноафиши" 1920-е Бумага, смешанная техника 99,6х75,6
Спасский Павел "Коллежский регистратор. Эскиз киноафиши" 1920-е Бумага, смешанная техника 99,6х75,6

А дальше – период сталинского ампира и дело жизни, монументальная живопись. Но опять-таки, не парадные панно союзного значения, а вездесущая бытовуха – эскизы панно для рыбного магазина или росписи потолка в детском клубе с непременным двойным профилем Ленина — Сталина. Впрочем, Спасский не забывает и другие знаменитые парочки, порой скатываясь до хулиганства.

Спасский Павел "Панно для рыбного магазина. Эскиз" 1938 Бумага, акварель, гуашь 27,4х35,9
Спасский Павел "Панно для рыбного магазина. Эскиз" 1938 Бумага, акварель, гуашь 27,4х35,9

На официальном, утверждаемом эскизе росписи овального зала Дома отдыха Совета министров в Остафьево в качестве стофажей (человеческих фигурок, рисуемых на эскизе для наглядности пропорций) изображены Пушкин с Вяземским, удивленно разглядывающие потолок с Лениным — Сталиным на фоне красных знамен.

Спасский Павел "Русский Парнас. Эскиз плафона для Дома отдыха Совета Министров в Остафьево" 1948 Бумага, гуашь 77,5х59
Спасский Павел "Русский Парнас. Эскиз плафона для Дома отдыха Совета Министров в Остафьево" 1948 Бумага, гуашь 77,5х59

И опять – халтурка, однодневки, детали, без которых прошлое не увидеть. Ну какой музей выгребет из запасника серию открыток «Вожди и дети», предоставляющую уникальную возможность полюбоваться, кроме всего прочего, на не только молодого, но еще и не облысевшего окончательно Никиту Хрущева?

Спасский Павел "Приезд красноармейца в деревню" 1927 Бумага, гуашь 57,5х72,8
Спасский Павел "Приезд красноармейца в деревню" 1927 Бумага, гуашь 57,5х72,8

Кстати, «ковчеговцы», похоже, намеренно работают на «двойное назначение» своих выставок. Как иначе объяснить несколько чисто музейных стендов с неподражаемыми документами вроде акта приемки с замечаниями печатников «Товарищу Калинину осветлить глаза, пионерке слева поправить силуэт» или газетного объявления за подписью гения: «Приглашаются товарищи солдаты для обозрения галерей и музеев Москвы. Собирайтесь группами и извещайте отдел. Председатель К. Малевич. Секретарь П. Спасский».

_________

Это моя старая рецензия на старую выставку, она написана 16 сентября 2003 года.

С некоторыми экспонатами выставки можно ознакомиться здесь - http://cultobzor.ru/2014/12/pavel-spasskiy-gallery/

Мои исторические книги вы можете прочесть здесь - https://author.today/u/id86412741/works