Найти в Дзене

Археологический Музей Стамбула. От архаики до античности

Как я уже упоминала, Стамбульский Археологический Музей фактически является комплексом из трех зданий, в которых хранится более миллиона экспонатов разных эпох. Мы уже побывали в Музее Древнего Востока, а сейчас направляемся к главному зданию, в котором находятся артефакты, найденные при раскопках Трои, саркофаги, найденные на территории Сирии, а также основная и самая большая часть экспозиции, которая относится к Эллинистической эпохе.

-2

Сначала пройдем по залам второго этажа. Почему так? Мне сказали, что именно с экспонатов, которые находятся здесь, начиналась история всего комплекса Археологического музея.

Самыми значимыми экспонатами здесь являются саркофаги, которые были найдены в Сидоне (так называлась древняя Сирия). Наиболее знаменит среди имеющихся в музее экспонатов так называемый «Сидонский саркофаг» со сценами из жизни Александра Македонского, обнаруженный археологами в некрополе Сидона в 1887 году. На фото внизу

Сначала существовала версия, что это саркофаг самого Александра, но позднее доказали, что саркофаг был изготовлен для захоронения Абдалонима — садовника, которого Александр Македонский сделал царём (ничего себе!). На одной стороне саркофага изображена битва при Иссе, на другой — охотничьи сцены, возможно, с участием Александра и сидонского царя.

Очень интересны созданные в настоящее время версии того, как выглядели сцены барельефа этого саркофага при их создании. Они были цветными!

Саркофаги являют собой разные архитектурные стили, которые развивались под влиянием египетской и финикийской культур.

-6

Саркофаг Табнита — базальтовая гробница финикийского царя Табнита. Саркофаг украшен двумя отдельными и несвязанными надписями — одна на египетских иероглифах, а вторая на финикийском письме. Он был создан в начале 5-го века до нашей эры и обнаружен в 1887 году в некрополе Аяа возле Сидона. Тело Табнита было найдено плавающим в своей оригинальной бальзамирующей жидкости.

В некрополе же того Сидона был обнаружен прекрасно сохранившийся Саркофаг Плачущей Женщины, имеющий замысловато вырезанные панели с изображением женщины в трауре.

-7

Римский период. Византия.- это тоже на втором этаже.

-8

Вот так выглядел в те давние времена колумбарий

-9

Изображения усопших, а за ними - скелет самого усопшего

-10

В этом разделе музея поражают красотой чудом дошедшие до нашего времени фрагменты мозаик

Артефакты, добытые Шлиманом в ходе его раскопок Трои, располагаются на третьем этаже и занимают большое выставочное пространство

Рельеф с Богом Рек (скорее всего это Ксанф). Один из речных богов охранявших Трою. Мрамор. Раскопки Шлимана. Романский период. I-II вв. до н.э.
Рельеф с Богом Рек (скорее всего это Ксанф). Один из речных богов охранявших Трою. Мрамор. Раскопки Шлимана. Романский период. I-II вв. до н.э.

Разные черепки и предметы быта. Драгоценностей и сокровищ в экспозиции нет.

-13

Но если совсем честно, гораздо большее впечатление на меня в свое время произвела известная коллекция «Сокровища Трои», которую я видела в Эрмитаже.

При переходе из древних времен в античные, меня встречают две примечательные фигуры

Курос из Тенея. Мрамор.
Курос из Тенея. Мрамор.

Курос - тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок. 650 г. до н.э. - 500 г. до н. э.). Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Женский аналог куроса - кора.

Кого он там за лапы держит?
Кого он там за лапы держит?

Забавная статуя полубога Беса, найденная на Кипре, во время раскопок города Аматус. Это римская копия скульптуры времен архаики.

-16

Кариатида времен архаики. Колонна в женском образе. Мрамор. Ранний римский период. Первый век до н.э. Правление Августа.

Самое сильное впечатление на меня произвела коллекция античных скульптур, расположенных на первом этаже музея. И тут находится изваяние самого выдающегося деятеля, изменившего древний мир.

-17

Александр Македонский - Царь Древней Македонии, выдающийся полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. Взойдя на престол в возрасте 20 лет после гибели отца, Филиппа II, он подавил восстание фракийцев, заново подчинил Грецию, разгромил сатрапов, победил самого царя Дария III, после чего подчинил Сирию, Палестину и Египет.

Умер в возрасте 32 лет 10 июня 323 г. до н.э., после 10 дней жестокой лихорадки, сказав перед смертью: «Я умираю от помощи слишком многих врачей». Поразительно, СКОЛЬКО СМОГ И УСПЕЛ сделать этот безусловно выдающийся человек за столь короткий срок.

Интересно рассмотреть три бюста Александра Великого, которые были сделаны в разное время и скорее всего разными скульпторами

А я приглашаю вас пройти дальше, в залы, в которых представлены выдающиеся образцы Классического эллинизма и римский период.

-19

Немного истории (чтобы с должным пониманием и благоговением перейти к осмотру экспозиции).

По сути, под эллинистической культурой следует понимать греческую. Ее характеризует красота, разнообразие и комфорт, стремление к этому. Под искусством эллинизма следует понимать искусство государств, которые образовались после того, как распалась держава Александра Македонского. Эллинистическая эпоха продолжалась на протяжении трех столетий. В основном, выделяют три периода:
Ранний эллинизм – когда была создана империя Александра Македонского. В раннем эллинизме большая роль отводилась грекам, а в искусстве эта роль проявлялась в создании образов патетического и драматического характера, сочетания трагических тем с идиллическими, гигантизма с камерностью, а также широкого развития садовой декоративной скульптуры.
«Классический эллинизм» — период политического равновесия в мире эллинизма (примерно 280-220 гг. до нашей эры);
Поздний эллинизм – когда установилась римская гегемония в мире эллинизма (примерно 220-30 гг. до нашей эры).

Статуя гермафродита. Мрамор. Пергам. Эллинистический период. III век до н.э.
Статуя гермафродита. Мрамор. Пергам. Эллинистический период. III век до н.э.
Гермафродит - персонаж древнегреческой мифологии, сын Гермеса и Афродиты, брат Абдера, Автолика, Еврита и Пана, единоутробный брат Эрота. Юноша необычайной красоты, чьим именем стали называть двуполые тела. Гермафродитов считали либо богами, которые время от времени появляются среди людей, либо чудовищами.

-22

Голова поэтессы Сапфо. Мрамор. Смирна. Римский период. Копия из эллинистического периода. Сапфо - древнегреческая поэтесса и музыкант, автор монодической мелики (песенной лирики).

-23

Статуя Марсия. Это фригийский сатир очарованный своим талантом игры на флейте и осмелившийся бросить вызов богу Апполону в искусстве исполнения музыки.

-24

Статуя Посейдона. Бог моря. Мрамор. Библос. Ранний римский период. Первый век до н.э. – первый век н.э.

-25

Ко времени Марка Аврелия относится происходящая из Антиохии в Писидии статуя некой Корнелии Антонии. Стройная женская фигура закутана в плащ, край которого накинут ей на голову. Этот тип статуи, восходящий к скульптурам раннего эллинизма, с большой тонкостью и мастерством воспроизведен малоазийским скульптором. С исполненной в духе классических образцов фигурой хорошо гармонирует увенчивающая ее красивая женская голова. Правильные черты округлого лица, несомненно, идеализированы скульптором.

-26

А вот эта скульптура сохранила следы краски

-27

Только в середине XIX века ученые пришли к выводу, что классическая греческая архитектура и скульптура в принципе не предполагала белых поверхностей. Фризы и карнизы дорических колонн раскрашивали в красный и синий цвета, а ионические капители покрывали позолотой. Эти новые сведения общественность порядком расстроили. Огюст Роден бил себя кулаком в грудь и с пылом заявлял: «Я сердцем чувствую, что никаких других цветов, кроме белого, не было!» Естественно, краска испытания временем не выдержала, но, благодаря современным технологиям мы можем увидеть некоторые статуи в их первоначальном виде.

Еще несколько великолепных античных скульптур. Неизвестные (или неустановленные) античные герои (или простые граждане), а также дети, - все эти мраморные жители музея терпеливо ждут вашего внимания

А вот эта скульптура сильно меня озадачила. Пришлось даже сфотографировать ее и спереди и сзади

На табличке к этой статуе написано "Нимфа". Странно, как это просто нимфа? А вам разве никого не напоминает эта скульптура? Впрочем, допускаю, что это всего лишь одна из копий всемирно известной Венеры Милосской, той, которая в Лувре стоит. Впрочем, с ней тоже много непонятного. Долгое время авторство приписывалось Праксителю, затем Александру Антиохийскому, в настоящее время скульптура считается произведением неизвестного автора. Вот она - сравните с той, которая в Стамбуле.

Веера Милосская. Лувр
Веера Милосская. Лувр

Кстати, одна из наиболее знаменитых работ Праксителя, и самое прославленное изображение этой богини во времена античности - это обнаженная Афродита Книдская. Считается, что именно она стала первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве. Статуя не сохранилась, существуют повторения и копии.

В любом случае, я помню из курса Истории Искусств, что Праксителю позировала знаменитая гетера по имени Фрина. Так что лицо, конечно можно изменить - ну там макияж, пластические хирурги...А вот с телом все сложнее. Так что, вперед, искусствоведы! Возможно вас ждет грандиозное открытие в Стамбульском музее археологии))

Пожалуй, на этом детективном расследовании я закончу свой визит в античность, а экскурсию по Археологическому музею Стамбула предлагаю продолжить в третьем отделе музея. Мы пойдем с вами в Изразцовый павильон, который был построен ещё в 1472 году по приказу султана Мехмеда II Завоевателя и является одним из старейших памятников османской архитектуры, сохранившихся в Стамбуле. Именно в этом роскошном здании первоначально располагался гарем.

Не уходите надолго. Продолжение следует (с)