Найти в Дзене
ТыжИсторик

Побеги из Сибири. Обские пираты XVIII века. 2 часть

Продолжим рассказ о побеге кандальников, который случился летом 1746 года близ городка Сургут. Напомню, в побег ушло около 50 человек. Они направились в Сургут, где до этого сбежало ещё 14 человек.

Рано радовался воевода Еропкин, что караван арестантов уплыл в сторону Тобольска. Большая часть арестантов решила самовольно вернуться. По пути они разгромили Богоявленский погост, захватили ещё лодки и вышли на просторы Оби. И тут им снова подфартило. Навстречу не спеша двигался купеческий дощаник. Убедившись, что угрозы не представляет, они окружили его и дав залп «из ружей и луков» захватили его, убив одного работника и ранив купца. А потом, с воплями, кинулись на абордаж. Застигнутые врасплох торговые люди не сопротивлялись. Новоявленные пираты всех избив и связав быстро нашли деньги, более 5 тысяч рублей (весьма и весьма большая сумма), товара тысячи на три, а хуже всего им попало в руки 6 ружей, порох и свинец. Теперь это была хорошо вооружённая большая банда, которой терять было нечего. Оставалось только этому ОПГ придумать флаг и форму.

Приблизительно так выглядели обские пираты XVIII века. Источник: яндекс.Картинки
Приблизительно так выглядели обские пираты XVIII века. Источник: яндекс.Картинки

Народец на Руси всегда отличался умом и сообразительностью. Разграбив купеческий караванчик они сделали себе красные плащи, перевязи для холодного оружия из шёлковой парчи «разных цветов». На зависть костюмерам современных фильмов.

А самые яркие и пёстрые ткани пошли на «флаги выбочайты».

Легко себе представить, как по водам Оби плыло несколько лодок с людьми, у которых на лицах были клейма, вырваны ноздри и которые к тому же пели разбойничьи песни. Аборигены испуганно прятались по протокам, когда видели этот пиратский флот, повторяя «шайтаны, шайтаны на Оби!». Но сытые и пьяные разбойники брезговали нищими стойбищами, где поживиться было нечем и плыли к Сургуту.

Они не знали сколько служилых в гарнизоне, поэтому опасались предстоящей встречи, отлично понимая, если их схватят, то возмездие будет очень суровым. Но им снова повезло.

Сургут в XIX веке. Тогда было ещё хуже. Источник: Яндекс.Картинки
Сургут в XIX веке. Тогда было ещё хуже. Источник: Яндекс.Картинки

Кстати, в это время в Сургуте было не более 30 казаков, остальные были «усланы в командировки». Судя по документам, с оружием у них тоже были большие проблемы, «не найдется и полуфунта пороху, не и десяти исправных ружей». Так что против этой пиратской ватаги, устоять им было весьма трудно.

Сибирский казак. Источник: Яндекс.Картинки
Сибирский казак. Источник: Яндекс.Картинки

В это время воевода Еропкин решил после такой встряски успокоить нервишки охотой и рыбалкой. Он ничего не знал о большом побеге и был уверен, что арестанты всё ближе к Тобольской тюрьме. С утра пораньше он с компанией уехал на остров. Отдых, как и ожидалось, удался на славу. Довольный он уже собирался возвращаться, но тут увидел на Оби преудивительную картину. К острову приближалось несколько лодок набитых людьми, богато и цветасто разодетых, с какими-то яркими флагами. Не успел воевода сообразить, что напасть снова свалилась ему на голову, как с лодок раздался залп и выскочили люди самого свирепого вида.

Когда связанного воеводу собирались отправить к праотцам, ружья уже целились в невезучего воеводу, неожиданно вмешалась судьба в виде женщины-каторжанки, Дарьи Хардиной, попавшей на этап за «отравление нелюбимого мужа».

Разбитная, никогда не унывающая она пользовалась большим влиянием среди этой публики. Нам неизвестно почему, но она пожалела избитого старика:

«- Бога вы не боитесь, изверги! За что губите неповинного старика? Иль мало народу сгубили, ненасытные?!»

Начались «прени», продолжавшиеся три часа. Ватага разделилась, но более благоразумные одержали верх.

Томский краеведческий музей. Фото автора
Томский краеведческий музей. Фото автора

Взамен награбленного они оставили немного их «награбленных купеческих пожитков» заявив, что это за терпенье. Бросили мелочь его людям и отчалили. Так описывает Еропкин случившееся в донесении.

Разбойники не знал о печальном положении сургутского гарнизона и не рискнули напасть, проплыв мимо. Оставшийся в городе капитан быстро собрал команду и бросился в погоню, но как было и до этого, вернулся «не успев их нагнать».

Когда донесение Еропкина попало в Тобольск губернатор встревожился и послал команду, на этот раз неплохо вооружённую из цейхгауза взяли «пять пушечек малых, разнокалиберных, чугунных на станках, с порохом и ядрами». Вдоволь было патроном, продуктов. Пока они собирались и неторопливо плыли к по Оби и Иртышу, то разбойники времени зря не теряли, забираясь всё дальше на север. По пути грабили. Жители, завидев пиратскую флотилию в панике разбегались и прятались по лесам. Но было исключение.

Приблизительно так выглядела церковь и село Чемашевское. Источник: Яндекс.Картинки
Приблизительно так выглядела церковь и село Чемашевское. Источник: Яндекс.Картинки

В селе Чемашевском, священник отец Вологодский не успел убежать. Пришлось ему встречать обских разбойников на паперти церкви с колокольным звоном. Потом пригласил к себе, угостил чем мог, даже истопили баньку. Кандальники были тронуты тёплым приёмом священника, горячо его благодарили, а село не тронули.

Не все церкви обошла беда стороной. Кандальники напали на Кондинский монастырь. Разграбили его, а там было чем поживиться, это не стоянки аборигенов вдоль реки. Но видимо кому-то свыше надоели эти бесчинства каторжников-пиратов.

В монастыре взяли в заложники Михаила, по национальности зырянин. Он должен был вывести их до Уральских гор, а оттуда в Архангельскую губернию. Но Михаил завёл их в такие дебри, где были насторожены самострелы аборигенов. Их стрелы спокойно валили лосей, так что выбраться мало кому удалось. Михаил тоже сгинул.

Начало в статье: "Побеги из Сибири. Обские пираты XVIII века. I часть"

Подробности в статье «Побеги из Сибири. Он повторил подвиг Ивана Сусанина».

Не забудьте подписаться на канал "ТыжИсторик", оставить комментарии и поставить лайк!Можете заглянуть на мой канал «Калейдоскоп событий».

О своеобразном кодексе чести среди каторжан поговорим в следующей статье.