Экономист-аналитик, профессор МГИМО, доктор наук, исследователь мировой финансовой системы Валентин Юрьевич Катасонов прокомментировал информацию о том, что совет управляющих Международного валютного фонда об эмиссии SDR — это такая интернациональная новая валюта. Расшифровывается как Special Drawing Rights - «специальные условия заимствования». Эмиссия этой единицы эквивалентна сумме 650 миллиардов долларов.
Разговоры об этом шли достаточно давно, еще с прошлого года. Об эквиваленте в 650 миллиардов долларов Валентин Юрьевич впервые услышал в прошлом году. Стоит пояснить, что же собой представляет новая валюта. Этот наднациональная денежная единица с ограниченным спектром использования. Она родилась 50 с лишним лет назад. В 1969 году шли горячи дебаты в МВФ и вокруг него о том, что бреттон-вудская финансовая система трещит по швам и нужно готовить замену золото-долларовому стандарту. И многие подумали, что решение об эмиссии SDR — это первая ласточка, некий сигнал о том, как может выглядеть новая валютно-финансовая система.
Вспомнили о конференции 1944 года, на которой глава британской делегации Джон Мейнард Кейнс, известный экономист, предлагал другой вариант валютно-финансового устройства. А именно: с помощью специальной наднациональной денежной единицы, которую он назвал банкор. Эмитировать банкор будет некий наднациональный институт, который он назвал Международная клиринговая палата. Но тогда английское предложение не прошло. А прошло американское предложение о создании золото-долларового стандарта. На Ямайской конференции в 1976 году было принято решение о том, что золото-долларовый стандарт меняется на бумажно-долларовый. То есть золото стало биржевым металлом, по словам специалистов, произошла демонетизация золота.
Но о банкоре и SDR всегда помнили как о страховке на случай, если начнет трещать по швам ямайская валютно-финансовая система. Об этом варианте вспомнили во время мирового кризиса 2008-2009 годов. Тогда было выброшено в обращение почти 200 миллиардов единиц SDR. Это помогло притушить пожар мирового финансового кризиса. После этого в кулуарах стали всерьез обсуждать вопрос о неизбежности следующего мирового кризиса и о том, как с ним бороться. Решили, что нужно укреплять ресурсную базу МВФ. Причем было несколько подходов: удвоить взносы стран-членов Валютного фонда, таким образом удвоить капитал этой международной организации и в два раза увеличить ее кредитный потенциал, пересмотреть квоты и т. п. У каждой позиции были как свои последователи, так и свои противники. Страны БРИКС стали требовать пересмотра квот в свою пользу, Запад противился этому, потому что у него были и сохраняются непропорционально большие квоты, особенно у Соединенных Штатов, которые фактически являются главным акционером МВФ.
У США сегодня примерно 16,5% капитала и голосов, что дает им огромное преимущество. Они могут блокировать решения, которые принимаются коллегиально на заседаниях Совета управляющих и директоров МВФ. Профессор Катасонов вспоминает про секс-скандал с экс-главой Международного валютного фонда Домиником Стросс-Каном в 2011 году. На него подала в суд чернокожая горничная, к которой он якобы приставал. Но Валентин Юрьевич отмечает, что далеко не все знают подноготную этой истории. Стросс-Кана убрали, потому что он активно агитировал за то, чтобы заменить доллар наднациональной единой валютой SDR. Бывший глава МВФ собирался начать масштабную эмиссию «бумажного золота», как называли эксперты валюту SDR.
И все-таки, несмотря на все препоны, в прошлом году опять заговорили о масштабной эмиссии SDR. И это было связано с пандемией коронавируса. Начался страшнейший вирусно-экономический кризис, надо было вытаскивать из него отдельные страны. Но главное: нужно было провести тотальную вакцинацию всех стран. На сегодняшний день США, Германия, Швейцария вакцинировали примерно 50% населения. И это в основном богатый север. А если посмотреть статистику по бедному югу, то, к примеру, в Центрально-африканской республике полностью вакцинированы 0,01% населения. И таких стран очень много. Им МВФ говорит, что если нет денег на вакцинацию, то он готов дать кредит. Но все уже наелись подобных кредитов, все прекрасно понимают, что такое кредит от МВФ, поэтому от подобных подачек многие страны бедного юга отказываются.
На этой волне и родился компромиссный вариант с валютой SDR. Давайте мы проведем эмиссию SDR на 650 миллиардов долларов пропорционально квотам. Развивающиеся страны сказали, что они только за, однако потребовали пересмотреть размеры квот. США в лице Трампа не хотели делать пересмотр по понятным причинам. Трамп вообще заявил, что Штаты не поддерживают идею эмиссии SDR, потому что часть этой валюты попадет на счета России, Китая, Ирака, которые не являются друзьями Америки. И как США могут голосовать за такое решение? В подобном случае они будут укреплять своих геополитических противников.
А когда к власти пришел Джо Байден, американское руководство решило, что ввод в обиход SDR им скорее на руку. Ну получат Россия и Китай несколько миллиардов новой валюты, зато Штаты всю планету вакцинируют. Для них приоритеты другие должны быть. Поэтому на встрече «Джей Севен» в Англии в начале июня этого года было принято решение о том, что Америка поддерживает инициативу МВФ. Но при закрытых дверях там обсуждался вопрос, что если распределение SDR будет осуществляться в соответствии с квотами, то беднейшим странам опять ничего не достанется. Поэтому была выдвинута идея: скинуться богатым странам севера и наскрести 100 миллиардов долларов для бедного юга для вакцинации. Но она не нашла поддержки у большинства участников саммита — никто не желает делиться с бедными соседями.
В Англии в итоге не договорились. Но буквально на днях было принято решение Советом управляющих МВФ. Было сказано, что распределение произойдет 23 августа этого года. И возникает большой вопрос: а поможет ли это всеобщей вакцинации? Выясняется, что не очень-то поможет. И поэтому профессор Катасонов продолжает внимательно следить за экспертами и обозревателями, которые пытаются понять дальнейшее развитие событий с проектом эмиссии SDR. Идея примерно такая: национализм стран-членов МВФ очень мешает проведению всеобщей вакцинации, и не только ей, вообще великой перезагрузке. И каждый раз мы будем упираться в этот национализм? Да нет. Идея заключается в следующем: часть эмиссии SDR напрямую передавать ООН и Всемирному банку.
У Валентина Юрьевича сложилось свое представление о предстоящих событиях. Эмиссия SDR на 650 миллиардов — это только первый шаг. Будут еще последующие эмиссии. И они будут сопровождаться тем, что деньги будут передаваться не на счета стран-членов МВФ, а на счета Всемирного банка и специализированных органов ООН. И в первую очередь на счет Всемирной организации здравоохранения. Понятно, что ВОЗ здесь впереди планеты всей. Эта организация — прототип Министерства здравоохранения всемирного правительства. Но есть много других специализированных органов, которые тоже будут постепенно приобретать какие-то наднациональные полномочия, и соответственно страны-члены ООН будут исполнять решение этих наднациональных институтов.
Благодарю за прочтение статьи, надеюсь она была вам интересна и полезна. Прошу вас подписаться, поставить лайк, а также оставить своё мнение в комментариях.
До новых встреч на моём канале!