Найти тему
Петр Власов

Прусская армия XVIII века: оружие пехоты Фридриха Великого

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Основным оружием прусской пехоты, как и в армиях других государств, был дульнозарядный кремневый мушкет. При Фридрихе Вильгельме I прусская пехота использовала старые мушкеты образцов 1701 и 1713 гг.; но когда в 1740 году на трон Пруссии вступил Фридрих II, он сразу же перевооружил свои войска на более совершенный мушкет нового образца, который был легче старых и не такой громоздкий. Мушкет, с которым его армия участвовала в войнах против Австро-Венгрии, а затем в Семилетней войне, имел калибр 17,67 мм, длину 114 см (со штыком 154 см) и вес 5,24 кг. Мушкет был гладкоствольным, заряжался с дула с помощью шомпола. В бумажный патрон для этого мушкета отвешивались 11 граммов черного пороха, которые при выстреле выбрасывали 31-граммовую пулю на дистанцию от 220 до 300 метров (но прицельная стрельба велась не далее 100 м).

Прусский Потсдамский мушкет обр. 1740 г. Взято здесь: https://tr.pinterest.com/pin/631629916460171876/
Прусский Потсдамский мушкет обр. 1740 г. Взято здесь: https://tr.pinterest.com/pin/631629916460171876/

Ложа мушкета изготавливалась из ореха; оковка на ложе и втулки под шомпол — латунные, оковка затыльника приклада — железная. Железным был и шомпол: пруссаки (первыми в мире!) с 1718 года использовали только железные шомполы, которые были более удобными и прочными, чем деревянные.

Это, казалось бы, небольшое нововведение стало для того времени поистине революционным. Применявшимися до того деревянными шомполами вполне можно было забить в ствол заряд, хотя более тяжелый железный все же вколачивал его чуть быстрее. Но важнее было другое: в рукопашном бою во время фехтования ружьем деревянный шомпол часто приходил в негодность. Ведь, отражая удары противника, солдаты поневоле подставляли под вражеское оружие именно ствол своего ружья, и от удара вражеского приклада или клинка шомпол, закреплявшийся под стволом мушкета, то и дело ломался. И солдат, даже еще не израсходовавший патроны, фактически оставался безоружным: без шомпола зарядить мушкет было просто невозможно! Вот, исходя из боевого опыта, фельдмаршал Леопольд Дессауский и предложил королю Фридриху Вильгельму I ввести в прусской армии железный шомпол…

Еще одним важнейшим новшеством в мушкете, принятом при Фридрихе II, стало то, что прусские инженеры изменили систему воспламенения заряда. Отверстие для запала пруссаки стали высверливать в форме воронки; это сделало мушкет значительно более удобным в обращении, и заметно повысило скорострельность оружия. Ведь на стандартных мушкетах того времени солдаты, «скусив» бумажный патрон, сначала отсыпали из него часть пороха на затравочную полку, закрывали ее, и только потом вкладывали патрон в дуло и загоняли его шомполом глубоко в ствол. В новом же прусском мушкете надорванный зубами солдата патрон сразу вкладывался в дуло и досылался шомполом в глубину; при этом часть пороха из ствола через воронкообразное запальное отверстие сама высыпалась на уже закрытую сверху затравочную полку. Солдату оставалось только взвести курок, прицелиться, и нажать на спуск. Таким образом, изготовка нового мушкета к выстрелу заметно сокращалась, что положительно сказывалось на скорострельности. А сочетание этих технических новинок с «палочно-потогонной» системой обучения прусских солдат делало скорострельность прусской пехоты вообще чуть ли не фантастической…

Правда на практике при плохом уходе или очень интенсивной стрельбе отверстие для «автоматического» высыпания пороха на полку могло забиваться нагаром. В этом случае солдату приходилось прочищать запальный канал, что занимало много времени. Тем не менее, несмотря на этот недостаток, нововведение оказалось столь удобным, что прусские ружья вплоть до начала XIX века заслуженно считались лучшими в Европе.

-3

Как уже говорилось в предыдущей статье, у прусской пехоты не менее важным оружием, чем мушкет, был так же штык. Фактически все победные баталии Фридриха Великого завершались мощным штыковым ударом его пехоты по рядам противника, прореженным до этого частым и метким ружейным огнем. Штыки в прусской армии были типичными для 18-го века: трехгранными с изогнутым хвостовиком, приваренным к насаживаемой на ствол трубке. В период войн, которые вел Фридрих Великий, штыки имели длину 42 см; в конце его жизни был принят более длинный штык – до 70 см. В походном положении штыки отсоединялись от ружья и переносились в ножнах, пристегнутых к поясным ремням солдат.

Кроме обязательно комплектовавшегося штыком мушкета каждый прусский пехотинец вооружался еще и тесаком – укороченной «полусаблей». Это оружие было универсальным - оно служило как для ведения рукопашного боя, так и для использования в бытовых целях: нарубить хворост для костра, заострить колышки для палатки и т.п. Прусский пехотный тесак имел изогнутое лезвие и простой латунный эфес с гардой. К рукояти тесака крепился белый шерстяной кожаный темляк с кистью полковых цветов. Ножны изготавливались из черненой кожи с медным устьем и крючком, за который и подвешивались к перевязи.

Прусский егерский штуцер образца 1755 года. Фото штуцера взято на: https://armantik.ru/shtutser-odnostvolnyj-s-kremnevym-zamkom/
Прусский егерский штуцер образца 1755 года. Фото штуцера взято на: https://armantik.ru/shtutser-odnostvolnyj-s-kremnevym-zamkom/

Как уже говорилось ранее, в прусской армии в середине XVIII века стали формировать из бывших лесничих специальные команды застрельщиков, назначением которых было уничтожение огнем с дальних дистанций наиболее важных целей – офицеров, канониров артиллерии и т.п. Этих стрелков называли егерями, и они стали зародышем будущих армейских егерских частей, сформированных к началу XIX века в войсках всей Европы.

В отличие от линейной пехоты егеря вовсе не заботились о темпе огня; ведь для них главным было – точно поразить цель; причем – цель дальнюю. Именно поэтому прусские егеря вооружались ружьями, очень редкими для того времени – нарезными штуцерами. Это оружие стреляло гораздо дальше и точнее гладкоствольных, однако и заряжалось оно значительно дольше: для того, чтобы пуля врезалась в нарезы, стрелку приходилось вгонять ее в ствол ударами молотка по шомполу. И если прусский гренадер, мушкетер или фузилер благодаря жестокой выучке ухитрялись произвести из своих «гладкостволок» в минуту до 5, а то и 6 выстрелов, то егерь за это время делал всего один, в самом лучшем случае – два выстрела. Но при этом он на дистанции до 300-400 метров поражал очень важную цель, оставляя целое подразделение противника без руководства!

Типичный немецкий охотничий кортик середины XVIII века
Типичный немецкий охотничий кортик середины XVIII века

Кроме нарезных штуцеров егеря получали и холодное оружие: охотничьи кортики с плоским длинным лезвием. Такое оружие было привычно егерям еще их по мирной жизни. Оно годилось как для длительного пребывания в лесу и выполнения там самых различных работ (от рубки хвороста для костра до разделки туши убитого животного), так и для рукопашного боя, если стрелок не успел вовремя уклониться от приближающегося врага.

Эфес шпаги прусского пехотного офицера середины XVIII века.  Общий вид шпаг общеевропейского образца середины XVIII века
Эфес шпаги прусского пехотного офицера середины XVIII века. Общий вид шпаг общеевропейского образца середины XVIII века

Офицеры прусской армии были вооружены шпагами общеевропейского типа (как правило, с позолоченной рукоятью). Внешне прусские шпаги были совершенно идентичны шпагам других государств, так как немцы соблюдали стиль, распространенный в остальной Европе; пожалуй, единственным «прусским акцентом» являлась традиция маркировать холодное оружие номером полка. Шпага носилась на поясе в деревянных ножнах, обтянутых коричневой кожей, с позолоченными элементами отделки. Офицерский темляк изготавливался из серебристой или золотистой (по полковому прибору) нити. Он подвязывался под головку эфеса, затем спускался к чашке, обвивая дужку.

Офицер прусской пехоты и офицерские эспонтоны середины XVIII века
Офицер прусской пехоты и офицерские эспонтоны середины XVIII века

В строю офицеры пехоты кроме шпаг носили эспонтоны — древковое оружие с широким лезвием, нечто среднее между копьем и алебардой. Подобное же древковое оружие имел и младший командный состав: унтер-офицеры (кроме гренадерских) носили алебарды, а фельдфебели — протазаны, сходные по внешнему виду с офицерскими эспонтонами, только более простые в исполнении. Лезвие эспонтона украшалось выбитым коронованным вензелем в лавровом венке или прусским гербом. Лезвие унтер-офицерской алебарды имело такой же мотив, но более простой по рисунку.

Две унтер-офицерские алебарды и протазан фельдфебеля. Середина XVIII века
Две унтер-офицерские алебарды и протазан фельдфебеля. Середина XVIII века

В рукопашном бою весь этот средневековый раритет не имел существенного боевого значения; однако такова была общеевропейская традиция, а кроме того, солдаты в ходе сражения всегда видели, где находятся их командиры. Правда, и стрелкам противника было хорошо видно, в кого именно нужно целиться...

По книге: Ненахов Ю. Войны и кампании Фридриха Великого. Мн.: Харвест, 2002.

Под знаком смерти: гусары Фридриха Великого. Создание прусских гусар

Под знаком смерти: гусары Фридриха Великого. Организация и форма

Под знаком смерти: гусары Фридриха Великого. «Старые» полки

Под знаком смерти: гусары Фридриха Великого. «Новые» полки

Тяжелая кавалерия Пруссии (1): кирасиры Фридриха Великого

Тяжелая кавалерия Пруссии (2): драгуны Фридриха Великого

Прусская армия XVIII века: пехота Фридриха Великого

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории