Найти тему

Самый архаичный бомбардировщик Второй Мировой войны

Конечно, к началу Второй Мировой войны в мире скопилось много образцов вооружения, которое пополнило коллекции музеев, но при этом ещё могло находиться на складах, в различных школах, а то и в совершенно неожиданных для того местах.

Но в данном случае речь про самолёт, который состоял на вооружении, находился в боевых частях и использовался в боевых действиях по своему прямому назначению. При том, что историю свою ведёт самолёт от первой половины 20-х годов, а последняя машина была списана аж в 1944 году. И то, что речь идёт про бомбардировщик великой авиационной державы — Франции, ещё больше должно удивлять. Впрочем, французская авиация в целом подошла к мировой войне с парком самолётов, больше подходящих для музеев. А потому, наличие на вооружении двухмоторного бомбардировщика-биплана, особо удивлять и не должно именно во французской армии.

Речь про французский бомбардировщик фирмы Liore et Olivier под названием LeO.257. Вообще-то этот самолёт больше известен как поплавковый бомбардировщик-торпедоносец под названием LeO H.257bis. И таковых вариантов действительно было больше, состояли они на вооружении морской авиации. Но имелись и сухопутные бомбардировщики, которые входили в состав бомбардировочных групп и работали по сухопутным целям в 1940 году.

История этого самолёта начинается с двухместного ночного бомбардировщика LeO.12, построенного в конце 1923 года. На военных он впечатления не произвёл. В 1925 году была разработана модернизированная версия LeO.122, с новыми моторами и чуть быстрее летавшая. Военные опять не пришли в восторг, тем более, что имелся сильный конкурент в лице фирмы Farman, которая также очень хотела поставлять свои бомбардировщики. В Liore et Olivier не сдавались и ещё через год предложили уже трёхместный бомбардировщик LeO.20, который сломил конкурентов. Их сразу заказали полсотни (для того времени — очень много), а всего построили 324 самолёта. Самолёт продавали в Румынию (7 машин) и Бразилию (целых 2), а на вооружении французской авиации они состояли до 1937 года. В начале 1939 года имелось 92 исправных LeO.20. Их использовали как учебные в школах.

Liore et Olivier LeO.12
Liore et Olivier LeO.12
Liore et Olivier LeO.122
Liore et Olivier LeO.122
Liore et Olivier LeO.20
Liore et Olivier LeO.20

Бомбардировщик имел несколько модификаций

Самолёты модификации LeO.201, представляли собой переделку бомбардировщиков в транспортники и их использовали для обучения прыжкам с парашютом.

Самолёт LeO.203 имел четыре двигателя, расположенные тандемно, LeO.203 тоже имел четыре двигателя, но был поплавковым.

Четырёхмоторный LeO.206 отличался иной носовой частью, бомбовой отсек располагался в подфюзеляжном «балконе». Таких самолётов построили 37 и 3 в варианте LeO.207, с уменьшенной носовой частью. На модификации LeO.208 в 1934 году снова было два двигателя, но более мощных, что давало возможность разогнать машину до 325 км/час. Но этот самолёт остался в единственном экземпляре.

Liore et Olivier LeO.203
Liore et Olivier LeO.203
Liore et Olivier LeO.206
Liore et Olivier LeO.206
Liore et Olivier LeO.208
Liore et Olivier LeO.208

Морская авиация не осталась в стороне и заказала у фирмы Liore et Olivier вариант самолёта для решения собственных задач.

Так появился самолёт LeO.25. Принял его не сразу, было создано несколько опытных образцов от LeO.250 до LeO.256. Причём LeO.252 чуть было не запустили в серию в 1932 году, но потом передумали. Все эти самолёты строились в модификации поплавкового бомбардировщика-торпедоносца, с возможной сменой поплавков на колесное шасси. Скорость 190-220 км/час, экипаж 4 человека, вооружение 5 пулеметов, торпеда или 500 кг бомб.

Liore et Olivier LeO.252
Liore et Olivier LeO.252
Liore et Olivier LeO.255
Liore et Olivier LeO.255
Liore et Olivier LeO.256
Liore et Olivier LeO.256

Лишь с 1934 года в серию пошла модификация LeO H.257bis, которых до 1936 года построили целых 60 машин. Кроме того, с 1933 года построили 26 LeO Н.258, отличавшихся моторами.

Самолёт имел два двигателя по 870 л.с., максимальная скорость составляла 240 км/ч, дальность 1500 км, потолок 6500 м. Экипаж 5-6 человек, вооружение 3 пулемета, торпеда или до 600 кг бомб.
Самолёт имел два двигателя по 870 л.с., максимальная скорость составляла 240 км/ч, дальность 1500 км, потолок 6500 м. Экипаж 5-6 человек, вооружение 3 пулемета, торпеда или до 600 кг бомб.

К началу Второй Мировой войны три бомбардировочных эскадрильи морской авиации (B1, B2 и B3) имели на вооружении 18 поплавковых LeO H.257bis, 3 самолёта LeO Н.258 были в составе разведывательной эскадрильи 2S4, 5 - в разведывательной эскадрилье 4S2.

Группа GBII/25, армейской авиации, находившаяся в Северной Африке, имела такие же машины на колесном шасси. Всего в строю было 15 бомбардировщиков, но для французской армии это не так уж мало.

Самолёты LeO H.257bis морской авиации после начала немецкого наступления наносили удары по наступающим немецким частям, при этом несли большие потери. От дневных полетов пришлось отказаться, самолёты стали вылетать на бомбёжку по ночам. Сухопутные самолёты в боях не принимали участия, а августе свои машины они передали флоту. К 15-му августа морская авиация имела 45 LeO H.257bis и 8 LeO Н.258, сколько из них было исправных неизвестно. Большая часть машин была законсервирована, несколько самолётов использовались как учебные и для буксировки мишеней.

После высадки союзников в ноябре 1942 года все LeO H.257bis были расконсервированы и поставлены на колесное шасси. Но повоевать им не пришлось уже. Техническое состояние самолётов было очень плохое, и к сентябрю 1944 года остался последний LeO H.257bis, который использовался для буксировки мишеней. До конца года он не дожил.

Так закончилась долгая история этого самолёта. И, согласитесь, трудно подобрать какой-то ещё более архаичный бомбардировщик, который бы летал во Второй Мировой войне.

Рекомендую также мою статью:

«Небесные тихоходы» Люфтваффе

Всё, что связанно с французской армией и боевыми действиями в 1940 году, идёт с тегом #франция1940.

-13

... и маленькое объявление.

У меня вышла новая книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Она не столько про мифы, сколько про реальные события. Книга существует только в электронном виде. Я постарался поставить самую минимальную цену из тех, что позволяют магазины.

Рекомендую, надеюсь, будет интересно.

Посмотреть и приобрести можно тут.