«April» 1969 г. -- третий альбом «темно-лиловых» со знаменитой 12 минутной сюитой «Апрель», записанной с симфоническим оркестром. С гнетущей черно-белой обложкой с картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Именно этот фрагмент триптиха изображал ад.
Как там поется у Сергея Минаева в «Радио Абракадабра»: «Весь в шипах, весь в цепях – кто стучится в дверь моя?! Это в кожаных ремнях – группа Дип Пурпле!» Все пережившие перестроечные 80-е отлично помнят этот юмористический кавер на «Smoke On The Water».
Вообще, знакомство с творчеством «Дип Перпл» каждый мальчишка 70-80-х проходил в дворовой компании, где уважаемый человек с гитарой мог слабать первый риффы «Дыма Над Водой» и с иностранным акцентом выдать «Смог Он Зе Вота!». Это было серьезно и производило сильное впечатление – это не прогнусавить что-нибудь любовно-пацанское девочкам под три аккорда.
Это потом я узнал, что это элементарные с технической точки зрения риффы для начинающих гитаристов. А текст песни, примерно такой, как если бы чукча голосом Яна Гиллана напел «Все вокруг горит и люди мечутся, а мы приехали записать пластинку, а времени и аппаратуры на это нет, и детей выводят из здания, а друзья нам помогли со студией, а что из этого получится, хрен его знает! Курим над рекой!»
Мое знакомство с «Дип Пурпле» произошло в трудовом лагере (ЛТО – лагерь труда и отдыха) после 7 класса, где мы жили в солдатских палатках с 2-ярусными кроватями и печкой-буржуйкой. Днем мы пололи морковные поля в хомутовском колхозе, а вечером у растопленной печки Эдик Рудых, самый «продвинутый по музону» товарищ из Б-класса, пел классический пацанский репертуар: «Голуби летят над нашей зоной», «Московский тракт проложен до Херсона», «А вот получим мы диплом» и прочий шансон деликатного содержания.
Непосредственно перед исполнением таких сложных вокальных произведений он разогревал руки проигрышем простецких мелодий «Smoke On The Water» и «Yesterday». Парни курили сигареты, а самые нетерпеливые старались прервать его музицирование возгласами «Кончай лабуду!», «Мурку давай!», «А слабо, Эдику, «Как бы ни был мой приговор строг?!». И Эдик легко наигрывал любую из заказанных столь взыскательной аудиторией песен, лишь бы куплеты напомнили.
Я тогда не знал, что всеми узнаваемые (сейчас) риффы «Дыма Над Водой», это популярная и уважаемая в меломанских кругах группа «Дип Перпл». Их довольно часто пускали в эфир во время хоккейных матчей (в паузах на сменах игроков), транслируемых по телевизору. Даже не задумывался, что это музыка и у нее есть автор.
Второй подход к теме «Deep Purple» случился, когда я в мае 1988 г. дембельнулся из армии. Первым делом я проехался до магазина «Мелодия» на улице Карла Маркса, хотел расширить ассортимент для своей «Веги-109». И как раз на удачу мне продавался лицензионный «Дом Голубого Света» 1986 г.
Крепко сжимая в ладонях свою первую после армии пластинку я направился на центральный рынок, чтобы сесть на 2-ку, наш автобус в мкр Юбилейный. И мне как раз навстречу идет мой родной дядя Эдик, главный по тарелочкам, по музыке в нашей родне.
Я ему торжественно протянул свою желанную покупку в надежде услышать что-то похвальное. Он с сомнением стал разглядывать диск с загадочной дверью на обложке. «Что это?» «Это настоящий хард-рок!» «Я такое не понимаю, вот если бы АББА, Бони М, Челентано, там мелодия, там голос, а это…» Больше он ничего не сказал, но по его лицу было видно, что молодежь движется куда-то не туда…
Потом мне удачно попался сборник «Мелодии» из серии «Архив популярной музыки» № 8 «Дым Над Водой» 1988 г. Это эксклюзивный советский сборник с записями группы 1970-72 гг. (ну понятно, СССР присоединился к женевской конвенции 1973 г.), в самый урожайный на "хиты" период истории «пурпурных» и, по мнению многих критиков, самый удачный.
Это был самый востребованный и дефицитный диск из этой серии, и его найти в магазинах было почти невозможно, свой я купил с рук. Кстати, сейчас найти его в отличном состоянии и по адекватной цене практически невозможно. Либо запилены до невозможности (там ведь «Дым Над Водой»!), либо просят много.
Пластинки с музыкой группы мне сразу и безоговорочно понравились, и я стал искать и ловить все записи «Deep Purple», какие можно было найти. Так мне попалась бобина от одного приятеля, где было просто написано Deep Purple 1969.
Прослушав ее, я пришел в неописуемый восторг. Я находился под огромным впечатлением, не понимая, что это – рок-музыка с оркестром или классическая обработка симфоническим оркестром роковых произведений («April»). Это было настоящее потрясение моих представлений о рок-музыке, какой она может быть.
Просто отличные песни. Шикарная баллада «Blind» -- какое мощное и органичное сочетание всех участников группы: клавишей Лорда, «квакающей» гитары Блэкмора, ударных Иэна Пейса и точного вокала Рода Эванса.
Пронзительно лиричная «Lalena» (кавер-версия шотландского певца Донована) – изящный орган Лорда и отличнейшее пение Эванса. Это просто не может не нравиться! И по сегодняшний день это один из самых мною переслушиваемых альбомов.
Вот выдержка с сайта rock-musicland.com: «Пожалуй, что именно эта пластинка (именуемая иногда «April») является лучшей из трех альбомов «Deer Purple» периода 60-х годов. Примечателен тот факт, что на нем, в отличие от первых двух альбомов, имеется всего одна кавер-версия – великолепная баллада Донована Филипа «Lalena». Все вещи очень сильны, разнообразны.
Особо следует отметить самую длинную композицию на альбоме -- 12-минутную «April». Это произведение состоит из трех частей, которые отличаются друг от друга стилистикой, и оно прекрасно показывает чрезвычайно разносторонние способности музыкантов группы. Пожалуй, что эта композиция стала первым по-настоящему серьезным обращением Джона Лорда к классической музыке.
Альбом получился чрезвычайно сильным, цельным, мелодичным. И, честно говоря, удивляет позиция Блэкмора, Лорда и Пэйса, решивших выгнать из группы великолепного вокалиста Рода Эванса (а заодно и Ника Симпера), для того чтобы искать некую новую стилистику. Обычно это происходит после неудачных альбомов. Ну, что ж, всем известно, что последовало затем – золотое время «Deep Purple» (золотой состав, нетленные шедевры). Однако и первые три альбома не стоит забывать: они, несомненно, заслуживают того, чтобы о них помнили, слушали и наслаждались ими».
P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны ретро-темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.
Предыдущие материалы по теме «100 альбомов, которые изменили мое музыкальное мировоззрение»:
Выпуск 2: Советская космомузыка «Zodiac» из холодной Прибалтики
Выпуск 11: «Бременские музыканты», как студенческий гимн «картошке»
Выпуск 12: Как песня Аллы Пугачевой «Робинзон» заменила команду «Отбой!»
Выпуск 13: Майкл Джексон «Thriller», как настоящее лицо горбачевской перестройки
«Служебный роман» Эльдара Рязанова: Блеск и нищета виниловой коллекции Самохвалова.
"Брат" Алексея Балабанова: как песня Робертино Лоретти разделила мир фильма