Найти тему
Муки Зву

«April» -- самый классический альбом «Deep Purple». Vol. 9:

Оглавление

«April» 1969 г. -- третий альбом «темно-лиловых» со знаменитой 12 минутной сюитой «Апрель», записанной с симфоническим оркестром. С гнетущей черно-белой обложкой с картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Именно этот фрагмент триптиха изображал ад.

«Deep Purple» 1969 г. -- выпуск № 9 из серии «100 альбомов, которые изменили мое музыкальное мировоззрение». P.S. Для упертых комментаторов: автор знает, как называется альбом «Deep Purple», но он использует народное название, потому что он так видит и ему так нравится!
«Deep Purple» 1969 г. -- выпуск № 9 из серии «100 альбомов, которые изменили мое музыкальное мировоззрение». P.S. Для упертых комментаторов: автор знает, как называется альбом «Deep Purple», но он использует народное название, потому что он так видит и ему так нравится!

Как там поется у Сергея Минаева в «Радио Абракадабра»: «Весь в шипах, весь в цепях – кто стучится в дверь моя?! Это в кожаных ремнях – группа Дип Пурпле!» Все пережившие перестроечные 80-е отлично помнят этот юмористический кавер на «Smoke On The Water».

Вообще, знакомство с творчеством «Дип Перпл» каждый мальчишка 70-80-х проходил в дворовой компании, где уважаемый человек с гитарой мог слабать первый риффы «Дыма Над Водой» и с иностранным акцентом выдать «Смог Он Зе Вота!». Это было серьезно и производило сильное впечатление – это не прогнусавить что-нибудь любовно-пацанское девочкам под три аккорда.

Это потом я узнал, что это элементарные с технической точки зрения риффы для начинающих гитаристов. А текст песни, примерно такой, как если бы чукча голосом Яна Гиллана напел «Все вокруг горит и люди мечутся, а мы приехали записать пластинку, а времени и аппаратуры на это нет, и детей выводят из здания, а друзья нам помогли со студией, а что из этого получится, хрен его знает! Курим над рекой!»

Типичная компания с гитарами 70-х. Фото из интернета.
Типичная компания с гитарами 70-х. Фото из интернета.

Мое знакомство с «Дип Пурпле» произошло в трудовом лагере (ЛТО – лагерь труда и отдыха) после 7 класса, где мы жили в солдатских палатках с 2-ярусными кроватями и печкой-буржуйкой. Днем мы пололи морковные поля в хомутовском колхозе, а вечером у растопленной печки Эдик Рудых, самый «продвинутый по музону» товарищ из Б-класса, пел классический пацанский репертуар: «Голуби летят над нашей зоной», «Московский тракт проложен до Херсона», «А вот получим мы диплом» и прочий шансон деликатного содержания.

Непосредственно перед исполнением таких сложных вокальных произведений он разогревал руки проигрышем простецких мелодий «Smoke On The Water» и «Yesterday». Парни курили сигареты, а самые нетерпеливые старались прервать его музицирование возгласами «Кончай лабуду!», «Мурку давай!», «А слабо, Эдику, «Как бы ни был мой приговор строг?!». И Эдик легко наигрывал любую из заказанных столь взыскательной аудиторией песен, лишь бы куплеты напомнили.

Наверно вот так дворовый Гиллан брал верхнюю ноту. Фото из интернета
Наверно вот так дворовый Гиллан брал верхнюю ноту. Фото из интернета

Я тогда не знал, что всеми узнаваемые (сейчас) риффы «Дыма Над Водой», это популярная и уважаемая в меломанских кругах группа «Дип Перпл». Их довольно часто пускали в эфир во время хоккейных матчей (в паузах на сменах игроков), транслируемых по телевизору. Даже не задумывался, что это музыка и у нее есть автор.

Второй подход к теме «Deep Purple» случился, когда я в мае 1988 г. дембельнулся из армии. Первым делом я проехался до магазина «Мелодия» на улице Карла Маркса, хотел расширить ассортимент для своей «Веги-109». И как раз на удачу мне продавался лицензионный «Дом Голубого Света» 1986 г.

Крепко сжимая в ладонях свою первую после армии пластинку я направился на центральный рынок, чтобы сесть на 2-ку, наш автобус в мкр Юбилейный. И мне как раз навстречу идет мой родной дядя Эдик, главный по тарелочкам, по музыке в нашей родне.

Я ему торжественно протянул свою желанную покупку в надежде услышать что-то похвальное. Он с сомнением стал разглядывать диск с загадочной дверью на обложке. «Что это?» «Это настоящий хард-рок!» «Я такое не понимаю, вот если бы АББА, Бони М, Челентано, там мелодия, там голос, а это…» Больше он ничего не сказал, но по его лицу было видно, что молодежь движется куда-то не туда…

Вот этот выпуск «Архива популярной музыки» № 8
Вот этот выпуск «Архива популярной музыки» № 8

Потом мне удачно попался сборник «Мелодии» из серии «Архив популярной музыки» № 8 «Дым Над Водой» 1988 г. Это эксклюзивный советский сборник с записями группы 1970-72 гг. (ну понятно, СССР присоединился к женевской конвенции 1973 г.), в самый урожайный на "хиты" период истории «пурпурных» и, по мнению многих критиков, самый удачный.

Это был самый востребованный и дефицитный диск из этой серии, и его найти в магазинах было почти невозможно, свой я купил с рук. Кстати, сейчас найти его в отличном состоянии и по адекватной цене практически невозможно. Либо запилены до невозможности (там ведь «Дым Над Водой»!), либо просят много.

Пластинки с музыкой группы мне сразу и безоговорочно понравились, и я стал искать и ловить все записи «Deep Purple», какие можно было найти. Так мне попалась бобина от одного приятеля, где было просто написано Deep Purple 1969.

Прослушав ее, я пришел в неописуемый восторг. Я находился под огромным впечатлением, не понимая, что это – рок-музыка с оркестром или классическая обработка симфоническим оркестром роковых произведений («April»). Это было настоящее потрясение моих представлений о рок-музыке, какой она может быть.

Просто отличные песни. Шикарная баллада «Blind» -- какое мощное и органичное сочетание всех участников группы: клавишей Лорда, «квакающей» гитары Блэкмора, ударных Иэна Пейса и точного вокала Рода Эванса.

Пронзительно лиричная «Lalena» (кавер-версия шотландского певца Донована) – изящный орган Лорда и отличнейшее пение Эванса. Это просто не может не нравиться! И по сегодняшний день это один из самых мною переслушиваемых альбомов.

Вот выдержка с сайта rock-musicland.com: «Пожалуй, что именно эта пластинка (именуемая иногда «April») является лучшей из трех альбомов «Deer Purple» периода 60-х годов. Примечателен тот факт, что на нем, в отличие от первых двух альбомов, имеется всего одна кавер-версия – великолепная баллада Донована Филипа «Lalena». Все вещи очень сильны, разнообразны.

Особо следует отметить самую длинную композицию на альбоме -- 12-минутную «April». Это произведение состоит из трех частей, которые отличаются друг от друга стилистикой, и оно прекрасно показывает чрезвычайно разносторонние способности музыкантов группы. Пожалуй, что эта композиция стала первым по-настоящему серьезным обращением Джона Лорда к классической музыке.

Альбом получился чрезвычайно сильным, цельным, мелодичным. И, честно говоря, удивляет позиция Блэкмора, Лорда и Пэйса, решивших выгнать из группы великолепного вокалиста Рода Эванса (а заодно и Ника Симпера), для того чтобы искать некую новую стилистику. Обычно это происходит после неудачных альбомов. Ну, что ж, всем известно, что последовало затем – золотое время «Deep Purple» (золотой состав, нетленные шедевры). Однако и первые три альбома не стоит забывать: они, несомненно, заслуживают того, чтобы о них помнили, слушали и наслаждались ими».

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны ретро-темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «100 альбомов, которые изменили мое музыкальное мировоззрение»:

Выпуск 2: Советская космомузыка «Zodiac» из холодной Прибалтики

Выпуск 11: «Бременские музыканты», как студенческий гимн «картошке»

Выпуск 12: Как песня Аллы Пугачевой «Робинзон» заменила команду «Отбой!»

Выпуск 13: Майкл Джексон «Thriller», как настоящее лицо горбачевской перестройки

«Служебный роман» Эльдара Рязанова: Блеск и нищета виниловой коллекции Самохвалова.

"Брат" Алексея Балабанова: как песня Робертино Лоретти разделила мир фильма